Николай (nikolay_zaikov) wrote,
Николай
nikolay_zaikov

О бесполезных табу

По поводу недавних баталий в соборянах увидел еще одно мнение:
http://actoris.livejournal.com/85966.html

Я и сам поддерживаю тезис "отдайте Сталина ученым", о чем неоднократно говорил.
Однако проблема не в Сталине совершенно. Проблема в том, что те кто обладают финансами, информационными каналами, провокаторами и прочими рычагами для манипуляции сознанием людей все равно поссорят. То есть я не буду говорить о Сталине, вы не будете говорить о Сталине, но все равно найдутся какие-нибудь недалекие люди, а в инете и вообще боты, которых приспособят для раздувания общественного скандала. А мы просто сдадим свои позиции без боя.

Фигура мысли типа "споря с вашим оппонентом, вы помогаете ему в достижении целей его пиара" весьма спорна. Так, например, можно из нее вывести абсурдное - чем больше оппозиция выступала против Путина и ЕдРа, тем быстрее рос их рейтинг, или чем больше показано компромата на оппозиционеров, тем больше людей стало на сторону оппозиции, и много прочего абсурда. Что-то есть, да, в каких-то случаях оппонент действительно может воспользоваться высказываниями против него, но это происходит далеко не всегда; если говорить в общем виде, то зависимость "чем больше ругают тем выше рейтинг" не так линейна.

Для того чтобы критика не била по критикуемому а лишь вызывала общественный ажиотаж, кое-что нужно, например иметь монополию в СМИ. Если она есть, все обвинения, даже справедливые, можно на следующий день "забыть" и не вспоминать, делая вид что их как бы не было, и критикуемый кристально чист, как младенец. То есть обвинения, какие бы они не были серьезные, не меняют качества в отношении к критикуемому.
Сердюков попался на горячем и был отправлен в отставку; на Навального море компромата и ничего, на Удальцова достаточно компромата и хоть бы хны, Собчак поймали с поличным, и тут же забыли про это. Похожее происходит и с Кураевым, кстати - что бы он не сказал, но отношение к нему поменять не моги за былые заслуги, а сказанное тотчас забывается. Князь Курбский имел очень большие заслуги перед Россией, но никому в голову не пришло его за них прощать после его измены. Или не видеть измены - мол, он просто кое-где разошелся во мнениях с Иваном Грозным, он находится в творческом поиске, он просто пытается нащупать компромисс, найти пути мирного урегулирования конфликта с Польшей, миссия у него такая - нести мир народам, и т.д. Но при этом он не изменил православию, остался верным чадом Церкви, он не изменил своей стране, продолжая оставаться пламенным патриотом - просто он по-своему понимает какой дорогой нужно идти к ее светлому будущему.

Если мы каким-то образом все же табуируем тему Сталина, либералы будут разжигать другую тему - например Берии. Или Жукова - в истории можно найти десятки фигур для подобных трюков. Пойдут по российским государям от Николая II до Петра I. То же самое будет и во внутрицерковных спорах.
Вокруг происходит какой-то рецидив старообрядческого раскола - несколько дьяконов и протопопов поставили себя вне критики, любое несогласное слово воспринимается как обливание грязью великих людей и выдающихся деятелей Церкви, помноженное на нарушение церковной дисциплины. Как ты, мирянин, взялся учить иерея! При этом то что иерей учит епископов и патриарха, как бы нормально, смиренно, канонично, и возмущения не вызывает.

Нам всем, братья и сестры, надо становиться мудрее, расширять кругозор - ведь спор хорош лишь тогда, когда приближает к истине. Иначе мы не братья, и не сестры, а "мальчишки и девченки" из Ералаша, и сообщества наши - сплошной Ералаш. И строгая модерация, о которой так много говорили по итогам дискуссии (опыт курайника ничему не научил), с обязательным насаждением толерантности, лишь усугубит ситуацию, поскольку запретит указывать на заблуждения друг друга. Духовный уровень человека видно даже через интернет, и то что он пытается скрыть его за фарисейской маской вежливости и благочестия печалит еще сильнее.

Нам всем надо становиться честнее, ибо если мы ходя в храм не приобретаем этого качества, то непонятно, зачем мы это делаем. После последних политических событий я, если бы ранее поддерживал оппозицию, умер бы со стыда. Я бы посыпав голову пеплом, бегал по ЖЖ, и дергая всех за рукав каялся: простите братья! Простите сестры! Я же хотел как лучше, но меня обманули! Горе мне! Моими руками в России чуть было не посадили на трон нового Лжедмитрия!

Но ничего подобного я к сожалению не наблюдаю ни от православных сторонников различных оккупаев, ни от православных фанатов Константина Крылова, и т.п. Они всегда крупные специалисты по сучкам в чужих глазах, при этом про их глаза сказать не моги. Это не вежливо, это не по-христиански. Это оскорбления, помои, плевки и грязь. При этом они не испытывают ни малейшего желания как-то извиниться перед заплеванным ими Фроловым (пнуть которого по поводу и без уже стало обязательным правилом хорошего тона), хотя бы частично. Мол, Кирилл, мы не одобряем твоих методов, мы считаем что православный христианин должен вести себя более мягко, вежливо и терпимо, но в анализе недавних политических событий по сути ты был прав. А мы нет.

И если мы, даже после многочисленных словесных баталий, указанные выше качества не приобретаем, то демократия нам только во вред. Не нужны нам никакие сообщества и никакие обсуждения; живем молча в смирении и послушании.
Tags: жизнь не по лжи, заметки на полях
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments