Николай (nikolay_zaikov) wrote,
Николай
nikolay_zaikov

Categories:

История атеизма

Часть 1. Древний мир.
Глава 1.
Причины фальсификации истории 

                                                                                                         Вагнер

                                                                                   Однако есть ли что милей на свете

                                                                                   Чем уноситься в дух былых столетий

                                                                                   И умозаключать из их работ,

                                                                                   Как далеко шагнули мы вперед?

                                                                                                            Фауст

                                                                                                      О да, конечно, до самой луны!

                                                                                                      Не трогайте далекой старины.

                                                                                                      Нам не сломить ее семи печатей.

                                                                                                      А то, что духом времени зовут,

                                                                                                      Есть дух профессоров и их понятий,

                                                                                                      Который эти господа некстати

                                                                                                      За истинную древность выдают.

                                                                                                      Как представляем мы порядок древний?

                                                                                                      Как рухлядью заваленный чулан,

                                                                                                      А некоторые еще плачевней, -

                                                                                                      Как кукольника старый балаган.

                                                                                                      По мненью некоторых, наши предки

                                                                                                      Не люди были, а марионетки.

                                                                                                      Иоганн Гете. Фауст (пер. Б. Пастернак)

 

Идеология марксизма, прийдя к власти в нашей стране, поставила перед исторической наукой непростую задачу — подтверждать истинность марксизма по всей широте исторического полотна. Сказано — сделано, и учение Маркса и Энгельса о стадиях развития общества вылилось в истории в известную «пятичленку» Струве о смене пяти социально-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Соответственно, наш советский, губельмановский атеизм в своей трактовке истории также стоял на этом фундаменте — религии были оковами, специально изготовленными господствующим классом для эксплуатации трудящихся, а атеизм как бы естественным путем прогрессировал по мере ломки трудящимися религиозных оков в ходе классовой борьбы.

Западная наука не приняла идеологизированную «пятичленку», а сегодня от нее отказались повсеместно. Историческое объяснение естественного возникновения атеизма осталось без научного фундамента.

Возможности правящей элиты таковы, что они могут использовать в своих целях практически все что угодно, при этом истину даже удобнее использовать, чем ложь. Так, в своих целях использовалась наука — научные достижения, например, позволяли производить более эффективное оружие, с помощью которого завоевывали, а потом грабили соседей. Одним из заблуждений веры в прогресс является то, что он ценен сам по себе, в то время как вопрос «в какое практическое русло направить научные достижения?» решается и целиком зависит от воли людей. Исходя из общей научной базы одни люди делают атомные электростанции и лекарства, другие — ядерные бомбы и наркотики.

Подобно тому, как факты использования науки в корыстных целях не доказывают ее ложности, факты использования религий, которые честный исследователь не может не признать, не доказывают ее ложности. Религии жили своей жизнью, и, как показывает археология, появились задолго до возникновения классового неравенства, с древнейших времен, являлись неотъемлемой частью общественной культуры. Человечество, с самого начала своей истории и вплоть до Нового времени, всегда было религиозно, и объяснить это соображениями полезности невозможно — поскольку немало примеров религиозных обычаев и ограничений, соблюдающихся прямо в ущерб материальному благосостоянию общества. Первобытная религия, не смотря на распространенное мнение о ее примитивности и произвольности, не являлась таковой. Ей были присущи весьма непростые для осмысления теории:

  • о двух началах — материальном и духовном, и соответственно вера в духовные существа,

  • о человеческой душе, ее переселении, перевоплощении, ее жизни после смерти в особой стране,

  • о двух видах духов — враждебных и покровительствующих,

  • о вечности всего живущего и пр.

Из этих теорий дикарь логическим путем делал практические выводы: «Если, положим, солнце есть Дух, то это, во всяком случае, Дух сильный и могучий, потому что от него зависит жизнь человека; если он могуществен, надо склонить его в свою пользу; но если он Дух, то как и человеческий Дух, он любит дары и приношения, и поэтому для приобретения его симпатий нужны жертвы, выражения поклонения и вообще культ.» Познание не разделялось на научное и религиозное — было единое и целостное понимание познания, в котором органично сливались все доступные для человека тех времен методы. Потом мы их разделили по отдельным группам, но человек того времени их не делил.

Оставшись без научного фундамента в истории, атеизм все же попытался объяснить свое возникновение — в процессе развития образования и науки человек отбросил старые религиозные представления о мире и стал атеистом. На самом деле в процессе развития науки человек отбросил старые научные представления о мире — наука, как известно, с течением времени регулярно опровергала сама себя. Мышление в древности, как уже отмечалось, отличалось синкретизмом, и для построения целостной картины мира использовались, наряду с религиозными, доступные тогда научные достижения. Некоторые из них были в дальнейшем опровергнуты, но на собственно религиозные вопросы, такие как например «в чем смысл жизни?», научных ответов не было.

Поскольку человек обладает свободной волей, науки общественные и гуманитарные не поддаются формализации. Приведение методов исторической науки в строгим естественно-научным образцам неминуемо выродится в очередную фоменковщину. В истории мы регулярно сталкиваемся с неким «фактором Х», который не в состоянии до конца рационально понять и объяснить. Насильственный подгон исторических событий под какие-то формулы будет неизбежно искажать истину и приводить к ошибкам. Напротив, с каждым погружением в первоисточники, с каждым проходом анализа фактического материала историческое полотно понемногу проясняется, и у историка развивается интуиция, которая играет немаловажную роль в понимании той или иной эпохи.

Однако тонущий атеизм ухватился за образовательную соломинку, и историческая часть атеистической аргументации отражает то, что в истории там, где появлялись очаги научно-образовательного прогресса, как следствие появлялся и атеизм.

В развенчивании этой легенды в последнее время появились положительные сдвиги — там же, в Википедии, был удален «список атеистов» (куда, понятное дело, было записано много не атеистов) за отсутствием подтверждающих его источников. Поэтому история атеизма описывается в очень политкорректных и крайне осторожных выражениях, где утверждения часто уступают место намекам. Читаем внимательно:

«существуют свидетельства того, что идеи, которые сегодня могут быть расценены как атеистические, уже присутствовали во времена Древнего Египта, Ведической цивилизации и Античности.»

Формулировки, как всегда, просто сказочные — свидетельства (а не доказательства), сегодня (а почему только сегодня?), могут быть (а могут и не быть), расценены (еще и зависят от восприятия и мировоззрения исследователя). Но все это мишура, которая скрывает главное — история православия изучает историческое развитие как православных идей, так и православных обществ; история атеизма сразу ограничивается только идеями, поскольку обществ, у которых основной идеологией был атеизм, никогда не было (вплоть до французской революции). Атеизм, в отличие от православия, не проверен историей на жизнеспособность.

«Уже в Древнем Египте появляются произведения, критикующие религиозный взгляд на мир. Древнейшим из них является созданная в эпоху Среднего Царства «Песнь Арфиста».

Создается впечатление, что такие произведения встречаются в древнеегипетских папирусах буквально на каждом шагу, хотя кроме еще более религиозной «Беседы разочарованного со своим духом» сложно вспомнить что-либо похожее. В любом случае, эти произведения нельзя назвать атеистическими (это внутрирелигиозная полемика), как нельзя будет назвать мои рассуждения атеистическими, если, например, протестант скажет, что надо следовать единственно Библии, а я возражу что важнее те заповеди, которые написаны в наших сердцах. Никто в здравом уме не скажет после этого что я атеист, однако арфист, признающий загробный мир, и возражающий против буквального следования религиозному канону в пользу сердечного, непосредственного ощущения религиозной истины, вопреки логике попадает в «критики религиозного взгляда на мир».

Причины, по которым верующий «назначен» атеистом, все те же. Древний Египет — первенец цивилизации, с историей более 2,5 тысяч лет, на порядок обогнавший своих соседей в развитии. Это первое полноценное государство, и его научные достижения не просто поражают историков, а являются необъяснимым историческим артефактом — споры о том как были построены великие пирамиды не утихают до сих пор. Московский математический папирус и папирус Ринда с большим отрывом выводят египетскую математику того времени в безусловные лидеры — казалось бы, атеизация неизбежна. Однако мы не находим в Древнем Египте ни атеистов, ни атеистических идей. Предпринимались попытки записать в атеизм кратковременный культ Атона, но этот культ несет в себе все признаки монотеизма. Религиозность везде необъяснимо крепка, а в эпоху великих пирамид невероятно крепка. Штирлиц, как в анекдоте, был на грани провала -).  

Говоря об индийских религиозных школах, делается еще одна подмена (которую позже рассмотрим более подробно). Материализм, очень слабо на фоне огромного количества религиозных направлений индуизма представленный школами чарвака и санкхья, делается тождественным атеизму, которого в индуизме, разумеется, не было. Исследовать буддизм в нашем вопросе непросто из-за присущей ему оригинальной логики. Творца мира нет, в то же время боги есть; загробная жизнь есть и нет одновременно, мы не можем помыслить себе что это такое, но тот кто скажет что загробной жизни нет — неправ, есть идея спасения от греховности, и так далее. Но при рассмотрении буддизма решено было отдохнуть, поэтому авторы статьи честно признаются, что буддисты свою религию атеизмом не считают. Я с таким мнением совершенно солидарен. В Индии, как и в Египте, не было ни атеистов, ни их идей.    


 

Tags: история атеизма
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments