Николай (nikolay_zaikov) wrote,
Николай
nikolay_zaikov

Category:

"Бог не умер" vs "Орда"

Посмотрел фильм "Бог не умер" (2014). Относительно более дешевых и примитивных художественных американских поделок "о нашем друге Иисусе" фильм, очевидно, неплох; при этом для православного восприятия оставаясь слишком поверхностным и излишне гламурным.

Очень большой акцент делается на декларативном принятии Христа. Декларация сама по себе мало что дает. Многие люди - как нас тому учит жизнь, история, классическая литература - декларативно принимали Христа, славили его на всех углах, при этом жили подлостью и грехом, как Иудушка Головлев. На эту фарисейскую тему в Писании много сказано, в частности "Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное". Что-то нехристианское, мусульманское возможно есть в этом: поклялся что мусульманин, и все, ты мусульманин. Никакой процедуры оглашения, никаких таинств. В православии воцерковление - процесс долгий, трудный, а не просто одна эмоциональная вспышка, которая может быть случайной, не осознанной. Крещение исторически не рассматривалось как гарантия для спасения. Крещение рассматривалось как зерно, которое может дать всходы, а может и не дать, может так зарасти терниями (как в притче о сеятеле), что толку от такой веры не будет. У сектантов же все просто: прими Иисуса. Ну прими Иисуса. Ну пожалуйста, ну что тебе стоит. Принял? Все, молодец. Расписывайся каждый месяц в книге о сдаче в общак десятины, и ты спасен. В православии это сложнее; впрочем, действительно, легкие пути - не наш метод: "Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их."

Далее, излишние важными и действенными показаны доказательства бытия Бога. Атеисты не просто так любят порассуждать на эту тему, и даже специально все сводят к ней; нам же этот спор не нужен. Опровергая теизм, они пытаются доказать свой атеизм; нам же важен не вообще теизм, а православное христианство. Сатанизм - тоже теизм. Теизм вообще не отвечает на вопрос "что делать"; для нас же (рискну утверждать) важно чтобы люди в нравственном отношении делали то же самое, что и мы. Тогда они - с нами. Христианские ценности в современном мире существенно осложняют человеку жизнь; если же он несмотря на все трудности терпеливо несет их в себе, то наверняка делает это по велению совести, а не из чистого упрямства. И наоборот, те кто считают что им все позволено - против нас, и не важно по причине "если Бога нет", либо по какой-то другой.

В реальности путем доказательств главный герой фильма убедил бы в лучшем случае одного человека из аудитории, который бы при этом просто принял бытие Бога к сведению и продолжил жить как и раньше.
Бог, который лично завел машину, то есть совершил физическое чудо - весьма сомнительный эпизод. Как правило чудеса происходят в виде "неслучайных случайностей", когда сталкиваются в нужное время в нужном месте воде бы независимые причинно-следственные ряды. Говоря проще, Бог скорее может направить человеческую волю, поскольку человек = тело + душа + дух, то есть человек несет в себе "приемник Бога", находится в непосредственном Богообщении. У мотора автомобиля духа нет, и для того чтобы его завести Богу надо лично нарушить физические законы нашего мира. Такое бывает - но очень редко; чаще "по чистой случайности" мимо проходит автослесарь. Надеяться, что именно для тебя Бог непременно сделает физическое чудо - большая дерзость. У сектантов, как показывает фильм, такая надежда - важный столп веры. Один пастор говорил другому чтобы тот попросил Бога завести сломанную машину; тот не просил, чем проявлял неверие, затем попросил, и машина завелась.

Хороший, православный фильм на тему чудес - "Орда" (2012), где князь, чтобы избежать нашествия, буквально приказывает митрополиту совершить чудо. Мол, ну что же мы, неверующие, не православные разве? Что Богу жалко для нас будет чудо совершить? Он, как и язычники, видит в митрополите мага, колдуна, но чуда не происходит.

Желание верить в Христа не проистекает от убедительных доказательств. Китаец, который уверовал от доказательств, совсем нереальный эпизод в фильме. Наше мышление направляется нашими желаниями. Желания задают цель - что надо доказать, оправдать, опровергнуть. А мысль же катится в эту цель, как шар в биллиардную лузу. Мешающие желаемому факты игнорируются, иначе интерпретируются, а то и вовсе перевираются, и черное становится белым. У более честных интеллектуально людей это проистекает в не столь вульгарной форме, как, скажем, у нынешних украинских майдаунов. Но закон мышления одинаков для всех. Когда человек хочет верить, все доказательства находятся без особого труда. Желание верить - иррационально. К тому же духовное в человеке сегодня приглушено сытым, животным обывательством. Чтобы человек осознал что он нечто большее чем туловище, в современной жизни с ним должно случиться сильное потрясение. Смерть близкого человека, случайное избежание смерти, крах в отношениях с любимым человеком, рождение ребенка, и так далее.

Поэтому я никогда не понимал христианство сытого потребительского гламура, который демонстрирует фильм "Бог не умер", резко контраституя с жизнью каторжников из "Орды". Хотя режиссер и попытался изобразить страшные жертвы, которые совершили герои-христане во имя своей веры, жертвы эти весьма поверхностны и не отражают подлинный духовный характер христианства. Эти жертвы напоминают войнушки в компьютерных играх - легкие и беспроблемные. В реальной жизни жертвы ради веры намного более серьезны и болезненны.

Христианство сектантов заканчивается на "принятии Иисуса", причем до конца не понятно, Бог он у них или нет. Христианство православных в этом только начинается. Проблемным вопросом, по крайней мере для меня, является "как с этим жить?". Как жить в миру с развитой, тонко улавливающей неправду и фальшь совестью, которая делает тебя уязвимым и ранимым; защитные рефлексы организма наоборот стараются сделать тебя непробиваемым, и как следствие, бесчувственным. Как выжить с душой нараспашку, в бесконечном альтруизме помогающей людям в ущерб самому себе. Как не потерять себя и при этом избежать банального сумасшествия, которое мы стыдливо называем "следствием неправильной религиозной жизни".
Tags: заметки на полях
Subscribe

  • Выборы, итоговое

    Итог выборов - нелегитимность власти из-за низкой явки избирателей. На предыдущих выборах явка в Крыму и Севастополе была 60%, на нынешних - 28% и…

  • Badcomedian - все?

    Только написал пост про отечественное кино, как Badcomedian нам всем поведал о своих судебных тяжбах. При всей симпатии к Евгению я не разделаю его…

  • Как быть с противоречиями социализма?

    Вот такой вопрос мне задали недавно - мол, как можно агитировать за социализм, когда у него есть неразрешенные противоречия. В ссылке на противоречия…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments