Николай (nikolay_zaikov) wrote,
Николай
nikolay_zaikov

Categories:

О браке

Прочел недавно про "сектантское движение под маской православия", а именно "Разводу.нет"

И комментарии к ней, все восторженные, на 200% солидарные с автором, с усилением выводов, переходом на личности, и так далее, и так далее. Мне же почему-то не удалось достичь всеобщего накала сарказма. И вот почему.

Ну не приемлю я, когда обывательская логика, или система ценностей, более всего распространенная в обществе, выдается за православную. Фигуры речи вроде "нашла себе нормального мужчину", "не смог найти себе бабу", "а резиновую женщину не пробовал завести" и т.п. вполне органично смотрелись бы в разговоре безверующих заядлых подруг где-нибудь в кабаке и изрядно под шафе. Но в качестве православного ответа сектантам - как-то не очень. Представьте себе, собрались такие очень солидные православные мужики, и завели примерно следующий разговор:
- Ну чо у тебя с этой, бывшей, дурой тупорылой, блин, как там ее...
- Да, етить, свалил от нее нахрен, нашел себе, такую, ну, нормальную (показывает руками), с сиськами, все дела, не то что у этой, пять лет коту под хвост...
- Ну ты блин, красава! А бывшая чего?
- Да мужика найти не может, вот крыша и съехала у нее напрочь, ездит, блин, жалуется священникам, те ее нахрен посылают, а она не унимается...
(гы, гы, гы - всеобщий смех).
- Что, вибратор не догадалась себе купить?
- Да я ж тебе говорю: ду-ра. У самой ни капли мозгов нет, так еще основала движение брошенных мужьями православных жен, добивается отмены развода.
- Тьфу, блин! Секта!

Представили? Так вот, подобные по смыслу разговоры среди (православных!) женщин предрассудительными почему-то не считаются. Мужчина всегда неправ, а женщине нельзя ничего запрещать - эти правила прочно перекочевали из логики обывательской и ничтоже сумняшеся используются для "православных ответов". Это неистребимо. Если ты против - то обязательно маньяк, рабовладелец, пособник рабовладельцев, латентный рабовладелец, и так далее. Если мужчина, пользуясь той же логикой, заявит: раз женщина агитирует за свободу, значит обязательно бL@дь, это будет оскорбление. Женщинам же можно все; дискуссии на семейную тему с либеральными критикессами превращаются в бесконечную череду их ясновидений в отношении пороков собеседника, чтение его тайных мыслей и прочая. Но в данном случае возмущают даже не оскорбления, а пляска на чужом горе, с каким-то корпоративным оттенком: мол, вот как мы бабы их "уделали"...

Главного "сектанта" мне очень жаль; я не разделяю его взглядов, но как он к ним пришел, совершенно ясно. Валерий оказался слишком идейным. Я тоже в свое время не понимал, зачем для регистрации церковного брака нужен брак государственный. Это не просто не связанные друг с другом, но и прямо противоположные друг другу союзы; почему - чуть позже поясню. Я поупирался немного и сделал как все, а Валерий уперся основательно и сделал так как счел правильным. Жена, скорее всего, была не против, поэтому ставить "сектанту" в вину сей факт - дело весьма сомнительное. Вообще, в истории Сутормина маловато деталей. Например, почему ушла жена? Да, приведены соборные основания для развода, но ничего не сказано, какие из них конкретно были у его жены. А это важно. Мне почему-то кажется, что Валерий слишком глубоко погрузился в общественно-православную работу, с итоговым отсутствием денег и прочими неизбежными следствиями этого дела. Это - плохо? Зачем мы тогда катехизируем и далее воспитываем мирян в подобном духе? Тогда надо концептуально пересмотреть кто у нас "нормальный" православный а кто нет; а на нищебродов наложить епитимью, например.

Но не будем гадать и пойдем дальше. Что такое для православного мужчины потеря семьи и невозможность воспитывать своих детей и даже встречаться с ними (добрая женщина, сразу видно). Это катастрофа. Даже не так: КАТАСТРОФА. Конец. Финиш. Крах всего. Все эти годы он был неправ - но где? Вот в чем вопрос. Что не был "нормальным мужиком"? Оказывается, чтение Святых отцов, аскеза, духовный труд, помощь людям - ошибка, потому что закончилась триумфом другого, "нормального" мужика. Естественно, что Валерий попытался найти церковную защиту. Я слушал его рассуждения - в них он говорит о ее ПРИНЦИПИАЛЬНОМ отсутствии. Это плохо? Естественно плохо. Два православных человека вступают в брак, государственный и церковный, живут же по законам церковного. Ну, в самом деле - по законам государственного брака ведь все можно! Не только быть атеистом - но и алкоголиком, тунеядцем, наркоманом, гомосексуалистом - все это давно уже не подстатейное поведение. В православном же браке - более строгие правила и клятвы. Но у любого их супругов (тут кто окажется подлее) при параллельной регистрации государственного брака есть соблазн кинуть свою половину. Истории правда доходят в основном о женах, не выдержавших "патриархальных замашек" супругов; другими словами - оказавшимися "не настолько православными". "Нормальными". Жена идет в гражданский суд, и тут выясняется, что все это время муж жил в мире православного фэнтези. Реальный мир иной: развод автоматом за пять минут, никаких прав на детей, имущество пополам и алименты. Православный муж в панике идет в церковь. Там разводят руками: развод не запрещен. А как же клятвы? Пока смерть не разлучит вас? Не бери в голову.

Как должно быть: православный брак должен регулироваться ДРУГИМИ государственными законами, нежели обычный гражданский, потому что он - другой. Или вообще находится вне государственной правовой системы. Если же он у нас "лежит" под гражданским, то его, по сути, нет. А Церковь сродни клубу толкиенистов, которые могут считать друг друга эльфами, гномами, орками - но это ни на что не влияет.

В любом случае должен быть суд - и в этом месте с Валерием на поспоришь. Конечно должен - а как иначе? Его принципиальное отсутствие - большая проблема. Давайте вообще суды по всем вопросам отменим, и законы заодно. Нет? А почему нет? Потому что обществу нужна справедливость. Как воздух. Несправедливость, зло - мешает жить. Еще остались люди, которым - мешает. И это очень здорово, что мир не состоит из сплошных "нормальных мужиков", которым несправедливость жить не мешает.

Главным аргументом против Сутормина в итоге оказался иск в церковный суд на Патриарха. Мол, ясно все: крыша съехала. При этом не принимается во внимание то, что иск случился через пять лет после того как ушла жена. Крыша за это время действительно может съехать. Выбор непростой: либо вера, либо крыша. Да, не обратился человек к психиатру, но мы, как православные (а не как обыватели) можем его за это винить? Нет. Где-то есть у нас про "таинство психиатрии"? Нет. А надо? Давайте включим в катехизис, раз надо, вместе с "нормальными мужиками", разводами через гражданский суд, епитимьей нищебродам и т.д. Но пока ничего подобного нет, и обвинять мы Валерия - как православные - не можем. Да, он слишком идейный. Но сделала его таким сама Церковь. И никто другой.

Примечательно, откуда вообще растут уши иска к патриарху. Мы причислили Николая II к лику святых, не задумываясь о последствиях. А Сутормин - задумался. Если царь - святой, значит Распутин - тоже. А как иначе? Ну не могло же святое семейство пригреть на груди змею? Нет, конечно. А почему мы возмущаемся "распутинославием" Валерия? Это мы, сами. Как красноречиво разливались соловьем сторонники канонизации царя - мол, небольшая ложь кое-где допустима... Съели? Съели, и дальше будем жрать все новую и новую ложь, ложками. "И Григорий тоже". Далее: могут ли решения Поместного Собора, иерархи которого предали канонического святого, считаться действительными? А в них, кстати, было про разводы? Тоже нет! Пять Валерию по логике, а кое-кому - два. Вот так он по цепочке и пришел к иску на Патриарха. "Говорят, что царь-то не настоящий!"

Вспоминается Макаренко. "Я категорически утверждаю и всю жизнь говорю: ни одного процента брака в воспитательной работе." В православной работе брак стал явлением широко распространенным. Потому что его всегда можно списать на сатану, на бесовскую прелесть, сектантские замашки, на свинский мужской шовинизм и даже на "к психиатру не ходил".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments