Николай (nikolay_zaikov) wrote,
Николай
nikolay_zaikov

Categories:

Споры вокруг сбора - 2

Статья "Споры вокруг собора" вызвала активную дискуссию, в ходе которой обозначились некоторые детали, требующие пояснения.

Меня упрекают, что утверждение "за передачу собора церковные чиновники и несколько примазавшихся политических клоунов" не соответствует действительности.
Отвечаю: понятие "за" имеет модальность. "Без разницы", "возможно", "наверное за", "не против", "почему бы и нет", "скорее всего за", "за", "категорически за", "требую немедленно передать иначе за себя не отвечаю", "лягу на дуло пулемета за", "распните меня немедленно если я неправ". Поэтому я говорил - "слушайте церковное молчание", поскольку не заметил этого "за" в более-менее категоричных степенях - так чтобы "сторонники" по собственной воле пошли к протестующим и до посинения объясняли как те неправы. Под примазавшимся политическим клоуном имелся ввиду Милонов.

И тема миссионерской деятельности была затронута не просто так. Я пришел в миссионерскую Церковь. Меня вдохновил пример людей, которые шли куда угодно - к баптистам, иеговистам, кришнаитам, славянским язычникам, воинствующим атеистам, сатанистам - и отвечали на любые вопросы. Они были предельно честны, открыты, ничего не боялись, и все вокруг снимали перед ними шляпу. Позднее я понял, что побеждают не идеи, не стройность аргументов, а люди. Настоящие люди, цельные, без лукавства и фальши. Мы перенимаем идеи героев, чтобы самим стать похожими на героев. Нас восхищает подвиг - победа духа над плотью. С восторгом мы смотрим на эпические моменты прошлого - неприятель теснит, солдаты отступают, их дух сломлен, и вдруг, на взмыленном коне, появляется их генерал. Он уже ранен, рука рассечена, седло забрызгано кровью, но глаза его сверкают... Свобода или рабство! Бесчестье или слава! За мной и враг будет разбит, - кричит он, и в одиночку устремляется в гущу сражения... И мы понимаем - он настоящий, в нем - правда. А раз так, надо идти за ним, чего бы это не стоило.

Сильное впечатление произвела житийная литература. "Родился в богатой семье, став взрослым уверовал, раздал имущество, подвизался в храме, питался подаянием; пользовался всеобщим уважением, за благочестивую жизнь община попросила его стать сначала диаконом, затем священником; когда епископ отошел ко Господу, был избран епископом, во время нахождения на кафедре обратил в православную веру множество людей; во время гонений за отказ отречься от Христа был зверски замучен и убит." Как будто прикасаясь к ожившему чуду, начинаешь понимать, что у человека есть высокое предназначение, и его не может не быть - иначе не было бы таких настоящих людей.

Сообщество "Соборяне" задумывалась как миссионерская площадка, как "территория вежливости", где мы открыто будем дискутировать со всеми инакомыслящими. Где мы честно, с открытым забралом, под градом из острых вопросов будем идти в неравный идеологический бой. Но стоит ли боятся трудностей, если за нами правда? Нет, нет и еще раз нет! Победа будет за нами, враг будет разбит!

Но нашу миссионерскую площадку захватили фашисты и белогвардейцы, после чего она перестала быть миссионерской. Миссионер не может лгать, и наоборот - если он лжет, то он не миссионер, результат от его деятельности будет нулевой. Поэтому фашисты и белогвардейцы занимаются исключительно прозелетизмом. Они не идут ни к баптистам, ни к иеговистам, ни к кришнаитам, ни к атеистам и так далее - ибо их моментально выгонят нахрен ссаными тяпками. Они идут только к православным, которых под предлогом церковного единства начинают склонять к гитлерославию, царебожию и совконенавистничеству. Более они ни на что не способны.

В какой-том мере эволюция "Соборян" отражает эволюцию нашей Церкви, которая за 25 лет проделала тот путь, для которого КПСС понадобилось 70. Современная Церковь отличается от Церкви начала 90-х примерно так же, как коммунистическая партия 80-х и 20-х годов. После того как партия занялась обеспечением себе максимально комфортной жизни, люди перестали верить в ее правоту, горящие глаза потухли, "души прекрасные порывы" исчезли, подвиги канули в лету. И все это - при кажущемся внешнем согласии. Помните, как Хазанов пародировал партсобрания: "правильное решеееение, правильное решеееение..." Так сегодня вся эта хазановщина цветет у нас буйным цветом. "Почему вы врете, - возмущаются мои оппоненты, - что Исаакий переходит в собственность РПЦ? Не в собственность, а в аренду на 49 лет!" Да-да, знакомо. "Товарищи, ходят слухи, что в нашем аппарате все ездят на черных "Волгах". Это наглая клевета. Инструктор Сидоренкова до сих пор ездит на серой. Мы ей так и сказали: на черную, Сидоренкова, и не надейся. До конца года".

После того, как Церковь открыто и явно поддержала богатых в их нелегком деле ограбления и оскотинивания бедных - с чем она может выйти к безверующим? Как можно миссионерствовать в отжатом Исаакии? Сколько сотрудников музея обратятся в истинную веру? В отжатом Исаакии можно взымать деньги, можно открыть курсы по рейдерству, но православная миссия - уже невыполнима.

Возвращаясь к "сторонникам". Самая нехитрая и самая распространенная манипуляция людьми - если надо привить им нужную точку зрения, искусственно организовывают и активизируют людей с противоположной точкой зрения, куда рекрутируют самых отъявленных плохишей. Это хорошо видно и на примере истории с фильмом "Матильда". Православных активно, настойчиво делают монархистами. В данном случае - снимают фильм порочащий Николая II. Потом поднимают ответную волну - православные протестуют, православные оскорблены, и в созданном информационном шуме теряется главное. Есть такой анекдот: Сталин воскрес и пришел на заседание правительства РФ. "У меня есть два предложения, - говорит он, - расстрелять всех предателей и покрасить Кремль в зеленый цвет". Министры удивились: "почему в зеленый, Иосиф Виссарионович?" "Так и предполагал, что по первому вопросу разногласий не будет".
Так вот, теряется главное в скандале с фильмом "Матильда" - а причем тут православные вообще? Монархисты протестуют, белогвардейцы негодуют - но это их личное дело. Николай II не "православный Мухаммед". Но поскольку об этом не спорят, складывается впечатление, что "разногласий не возникает". И с Исаакием та же история. Вывели на акцию протеста против передачи собора "плохишей", и сразу передача стала как бы справедливой. И пока люди не будут различать суждения противные и противоположные - а наше министерство образования прикладывает к этому все усилия - технология будет эффективно дурачить народ. Ну, действительно, теперь все позволено. Завтра можно отжимать хоть Эрмитаж - если на митинг протеста выйдет Навальный, то дело в шляпе. "Майдан начался", "оранжевая пропаганда атакует", "это репетиция госпереворота", "недопустим, защитим Русь-матушку". "Агенты госдепа хотят отнять у православных храм - ты за госдеп или за православных?"

Я внимательно прочитал комментарии "сторонников". "Я за", "я тоже за", "конечно за", "все по закону", "надо передать", "поддерживаю", "в соборе должен быть собор", "храм должен быть храмом", "в церкви может быть только церковь", - ну нет во всем этом ни грамма настоящей мысли. Точно так же в 80-х на партсобраниях звучало "правильное решеееение", а позже "у завода должен быть хозяяяяяин, наладить его работу может только хозяяяяян"... Выйдите с этим к протестующим, и попробуйте убедить их, что Церковь есть Тело Христово, а Христос - истинный Бог наш.

От острых вопросов мы стали отмахиваться, как от надоедливой мухи. У одного - уважаемого мною - проповедника недавно спросили: я православный человек, но работаю бухгалтером, меня заставляют обманывать и воровать у государства, как мне себя поступить? Ой, - отмахнулся проповедник, - да у всех на работе случаются нравственные коллизии. Все через это проходят, никто не жужжит, и вы не волнуйтесь, работайте, все путем.

О чем тогда Евангелие?

С грустью приходится наблюдать, как меняется "православный герой нашего времени". На смену миссионеру - уже бесполезному - приходит совершенно новый тип публичного православного. Он крикливее гея, обидчивее феминистки, и драчливее нацбола. И, что самое главное, совершенно упорот в смысле критичности мышления. Привести к Богу никого не сможет. Но как пехота для реституций, хороших и разных - самое оно.

В качестве эпилога - часто приходилось слышать, что в случае с Исаакием деньги не причем, это вранье безбожных антиклерикалов, Церковь в отличие от жадных музейщиков не будет брать плату, храм нужен только для молитвы, и прочая. И вот подоспело официальное решение:

Наконец, есть озабоченность, что Церковь не справится с решением ремонтных и реставрационных задач так, как это делал музей. Заверяю вас, что средства у Церкви будут. При полностью бесплатном входе сохранится плата за экскурсионное обслуживание, а также за осмотр города с колоннады Исаакиевского собора. По нашим подсчетам, этих средств полностью хватит на обеспечение текущих ремонтно-реставрационных работ в тех объемах, в каких они осуществлялись за последние десять лет.

Заявление Святейшего Патриарха Кирилла о передаче Исаакиевского собора

Вот так вот. Плата сохранится. Средства у Церкви будут. Кто бы сомневался.
Subscribe

  • Работник месяца

  • О Бродском - 2

    В продолжение сатирических пародий на "великого" русского (или американского?) поэта Бродского, который халтурил стишата на все подряд. "Батарея"…

  • Воскресный вечер с Владимиров Соловьевым

    Соловьев: Америка продолжает усиливать давление на Россию, увеличивает военные расходы, принимает новые пакеты санкций. И сегодня мы решили…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments

  • Работник месяца

  • О Бродском - 2

    В продолжение сатирических пародий на "великого" русского (или американского?) поэта Бродского, который халтурил стишата на все подряд. "Батарея"…

  • Воскресный вечер с Владимиров Соловьевым

    Соловьев: Америка продолжает усиливать давление на Россию, увеличивает военные расходы, принимает новые пакеты санкций. И сегодня мы решили…