Николай (nikolay_zaikov) wrote,
Николай
nikolay_zaikov

Медиакратия



Недавнюю передачу «Центральное телевидение» на НТВ уже обсудили в православных блогах.
Общее впечатление - это бессмысленный и бессвязный поток коротеньких сюжетов, оставляющий неприятный осадок. Самое неприятное - не понятно, что можно на это возразить. Возражения могут вызывать логические противоречия или несоответствие истине. Но абсурд находится за гранью логики и поэтому всегда вне критики. Вспомнилась пародийная песенка "Ефрейтор Расческин" :
Мне снился ефрейтор Расчёскин, обнаруживший камень в воде.
Мне снилось что камень сказал: Ефрейтор, ты дерево и больше нигде.
А если корень растет, то он растет вбок, и чуть вверх и в этом закон,
Так что тот, кто с восторгом глядит на восток, может бросить рябину в огонь
.

Абсурд на первый взгляд не заметен лишь потому, что сюжеты слишком короткие, зритель не успевает осмыслить первый, как стартует второй, и так далее.

Встречал мнения, что передача начинается "за здравие", но, увы, начинается она сразу "за упокой" - НТВ опускается от травли идей до травли людей. Патриарх якобы сам себя оговаривает - мол, любит анекдоты, считает дружбу контрпродуктивной и не умеет управлять своим временем. Перед нами очередная версия анекдота "сегодня в Нью-Йорк приехал папа римский, и первое что он спросил спустившись с самолета - "а у вас есть бордели?" Все это было сказано патриархом в ответ на вопросы журналистов - об анекдотах, дружбе и времени. Дружба, по мнению патриарха, мешает стать пастырем для всех (а не только друзей), мешает отдать себя людям целиком. Чувство юмора - неотъемлемая часть психически здоровой личности, поэтому патриарх за юмор, но анекдоты как правило не запоминает. Занятость патриарха такова, что он работает без выходных, что он оценивает как недоработку в планировании своего рабочего времени, которую постарается исправить. Подробнее можно прочесть на сайте патриархии .

Анекдот подытоживается фразой, подчеркивающей несоответствие (в свете произошедшего "изобличения") патриарха занимаемой должности: «наверное, никогда еще глава РПЦ не был так близок к народу». Сравнение с Ходорковским как бы намекает, что надо делать с людьми, которым не место во власти. Цветовое оформление студии меняется на адские тона, следует совершенно бессвязный переход - чтобы угодить прихожанам, которые пользуются интернетом, надо идти в ногу со временем (прямиком в ад, судя по цветовой гамме), и строить храмы как супермаркеты.

"В путешествие по новым святыням модернизированной страны мы отправляемся на православном такси. От греха подальше." Музыка тревожна и напоминает боевик про мафию. Напряженная атмосфера в такси как бы намекает, что по православным местам путешествовать небезопасно.

Далее следует "внезапный Медведев" - модернизация патриарха открыто объявляется "аналогичной модернизации президента". С какой стати? Последняя непопулярна в народе, поскольку представляет собой голословные декларации о заманчивых перспективах на фоне экономического кризиса и нищеты. Этой же нелепой аналогии в передаче придерживаются и дальше, выдумывая "православное Сколково". Сколково опять же является предметом насмешек, символом распила и воровства бюджетных денег вроде "Роснано" Чубайса. Большие затраты и нулевой результат. Как все это связано с "Софрино", почему оно "православное Сколково", непонятно. Если не предположить, что НТВ натягивает факты на нужный результат. Передача, как оказалось , создана при сотрудничестве с антицерковным фондом "Здравомыслие.

После чего "натягивание" продолжается, несмотря на упорное сопротивление фактов. Судя по всему поступило указание внушить аудитории что храм - это всего лишь магазин. И пошло-поехало. "Положить в корзину покупок в монастырском интернет-магазине вечное поминовение за три тысячи рублей". Обычный сайт зачем-то назван магазином. "Технология такая же, как при строительстве торгового центра". Почему именно торговый центр - только они у нас делаются из бетона? Все это перемежается бессвязными переходами, предназначенными для блокирования у зрителя логического мышления. "Можно прочесть статью "Россия впала в грех либерализма", "никогда еще российское православие так точно не улавливало дух времени" (то есть стало коммерческим), цитата про покорность властям, многозначительное (угрожающее?) фото патриарха (3 мин, 16 сек). "В спальных районах как грибы растут быстровозводимые храмы шаговой доступности", тут же сами себя опровергают — храмы строятся не быстро, а около года.

По мере того как зритель совершенно дезориентируется, бред крепчает. Православные, оказывается, унижают идею строительства храма тем, что строят его быстро и по-современному. "Церкви возникают на месте скверов И ДЕТСКИХ САДОВ". Это какой действующий детсад был разрушен, чтобы на его месте возвести храм?. Непонятно чьи иномарки рядом с надписью "трудитесь честно, благоговейно". Иномарки в кадре, но голос за кадром при этом утверждает - "вот оно, настоящее православное Сколково".

Затем бред переходит в откровенное издевательство - про православного робота из Швеции, которого "обратил в православие сам патриарх", как будто речь идет о пациенте дурдома. Попутно проталкивается мысль, что "царь ненастоящий", раз его одежда сделана шведским роботом. Не давая зрителю передохнуть, его сразу же озадачивают новой высосанной из пальца претензией - патриарх как монах, оказывается, ограничивает свое общение с женщинами. А православные женщины при этом - о ужас - не устраивают митинги о попрании своих прав и свобод, а выказывают патриарху свое почтение и уважение.

И, конечно же, свечи. В "12 стульях" Ильфа и Петрова священник мечтал о том чтобы стать производителем свечей. Это было вполне в духе времени, и, видимо, должно было подчеркнуть, что священник только мелкий свечной дилер, и не более. А вот хозяин свечного завода - высшая точка его карьерного роста в "бизнесе". Гонения на Церковь давно закончились, но плагиат идеи, уместной в журнале "Безбожник у станка" конца 20-х годов, НТВ делает без каких-либо изменений. Свечи, только свечи, и все в Церкви ради свечей. Идея эта затем повторяется, когда прямым текстом следует заявление: "феодальная система превращает священников в торговых агентов". Где феодальная система, причем тут феодальная система, опять непонятно, но мы в своей жизни в разных ситуациях выступаем в разных качествах. Так, например, на форумах встречал откровения священника из зарубежного прихода, который не имея средств к существованию работал дальнобойщиком (а в перерывах служил). Но не произошло никакого пресуществления (превращения по существу) священника в дальнобойщика. Скорее имело место преложение - священник стал еще и дальнобойщиком, не переставая быть священником.

То, что приходы выступают еще и в роли экономических агентов, вроде бы общеизвестно (а как им иначе жить); но почему при этом священники перестают быть священниками, непонятно совершенно. То же самое про "монопольный рынок диктует свои законы". Ничего непонятно - какие такие законы диктует монопольный рынок. "Монопольный" для рынка - значит неправильный, но Церковь не рынок, и монополия для нее ничего плохого в себе не несет.

Тема свечей ширится настолько, что создается впечатление - кроме нее в православии ничего нет и кроме свечей обсуждать в православии нечего. В психиатрии это называется "сужение сознания". Музыкальное сопровождение выбрано соответствующее - немного трагизма, немного дурдома. Бред достигает апофеоза. Католики перешли на светодиоды, но для нас это смерть (мгновенная, надо полагать). За свечку себестоимостью 50 копеек просят 50 рублей (неправда). Старушка платит последние 50 рублей. Разве только старушки прихожане храма? И деньги у них - всегда последние?

Старушка верит, что жертвует на храм, но (по смыслу есть, в тексте пропущено — ее обманывают) — но у приходского священника большую часть этих денег заберут в епархию, да еще заставят заплатить с дохода церковный налог. Не факт что большую — это от прихода зависит, да и в епархию — это тоже «на храм». Но упрекать Церковь в уплате налогов - абсурд совершенный. Либералы годами устраивали истерики из-за того, что Церковь не платит налогов. Теперь устраивают истерики от того, что налоги платят. Вдруг оказалось (а раньше никто и не подумал), что часть денег старушки теперь уходит государству, что, конечно же, разрушительно бьет по ее бюджету. Кошмар! Из этого следует вывод - приходская жизнь держится только на подвижниках.
И бесполезно искать логику - передача вообще о модернизации в Церкви.

Подвижник изображен так, чтобы ни у кого не осталось сомнений в том что зверские мучения священнослужителей - в РПЦ в порядке вещей. Оказывается священники нередко живут бедно, и иногда — и в крайне сложных жилищных условиях. Только что нам иномарки показывали, и вдруг решительный разворот на 180 градусов. Противопоставление сельского священника-стахановца городским модернизированным также непонятно. Вывод - РПЦ необходима прозрачность - взят из справочника под редакцией Потолка и Фонаря. Если бы сельский священник-стахановец восстановил в рекордные сроки храм или даже целых три, то явно не благодаря тому, что всем честно и прозрачно показывал свои доходы.

Далее нам показывают кстати (ох, как кстати) "тоже православную" Ксению Леонову, которая повторяет уже сказанное в обличительной статье, разбор которой тут .
Ксения Леонова рассказывает сущие ужасы про то, что тендеры на реставрацию храмов выигрывают компании от самой епархии. Тендер — это клоунада и показуха, заказчик может выставить такие требования, что их выполнит только дружественная ему компания. Это происходит со всеми, сплошь и рядом. Но тут случай иной - реставрация православного храма - работа для православных. Загадочные звонки, паника, трагическая музыка.

Представим себе на минуту, что от государства отделили не Церковь, а скажем министерство здравоохранения или образования. Передача на НТВ о секуляризованном образовании выглядела бы примерно так:

(Ведущий выходит на сцену). - "Как я люблю лето!" Это слова не маньяка Чикатило, не Джека Потрошителя, а министра образования РФ. (Свет в студии выключается, в темноте слышна какая-то напряженная возня и жалобные крики детей о помощи). Как на самом деле обстоят дела в российском образовании расскажет наш специальный корреспондент, испытавший его на собственной шкуре. (Испуганный корреспондент бежит по улице, и задыхаясь рассказывает в камеру). - В среднюю школу номер 666 я решил пойти в каске и бронежилете - на всякий случай. (На бегу надевает каску и бронежилет на себя. Где-то сзади играет тревожная музыка и ревут сирены полицейских машин). - В последнее время школы активно осваивают интернет. На образовательном портале можно купить практически любой учебник. Школы, как супермаркеты, растут как грибы после дождя. (Подбегает к школе. Камера останавливается на надписи над входом "Сейте разумное, доброе, вечное", а потом показывает непонятно чьи иномарки неподалеку). - Только вот строят их на месте автопарковок - теперь на машине проехать нельзя. И строят очень долго. Жители опять протестуют.

(Камера показывает двух протестующих жителей с плакатами: "Школа - позор нашего двора". Слово дают одному из них). - Мы не против школы. Но сама идея преподавания русской литературы с использованием китайских проекторов кажется нам кощунственной. Позор российскому образованию.
(Начинает играть похоронный марш. Корреспондент в каске и бронежилете, прикрыв лицо руками, с гримасой страха на лице осторожно заходит в школу, говорит шепотом, быстро и прерывисто). - Вот здесь детей учат русскому языку. Тут находится кабинет математики. Это - завуч Марья Ивановна. Но монопольный рынок диктует свои законы. Учителя давно превратились в агентов по торговле учебниками. При себестоимости учебника сто рублей за него просят двести пятьдесят. И это в то время, когда в Германии уже давно перешли на планшеты. Что немцу хорошо, русскому смерть. Смерть, понимаете? (Крупным планом фото министра образования). Родители платят за учебники последние деньги в надежде, что этим они помогают школе. Но большую часть денег забирает министерство. Деньги, которые государство выделяет на написание учебников, почему-то всегда получают свои, работающие в министерстве образования люди. (Звонит по телефону). Как вы думаете, это заказ? (Голос из телефона отвечает - да, это заказ). - Господи, чей же это заказ? Выход из настоящего кошмара только один - школам нужна прозрачность.

(Голос за кадром). - Прокомментировать ситуацию мы попросили независимого эксперта Александр Невзорова. Как вы считаете, Александр Глебыч, что нужно современной школе?
(Невзоров делает глубокомысленное лицо). Вы про людей, которые объявили себя учителями? Все знают, что это чрезвычайно коррумпированная, криминализованая структура. В нее берут на работу только мошенников и педофилов, которые обжуливают родителей и совращают их детей. Но речь не об этом - это, в конце концов, их личное дело, как они зарабатывают на жизнь и что делают в своей постели. Мы сейчас говорим не о них. Важно другое - для того чтобы стать образованным человеком, совсем не обязательно заканчивать школу. Мой конь не ходил в школу, и тем не менее прекрасно читает на латыни. И чувствует себя замечательно. Вы бы видели его черные, огромные и наливные...
- Спасибо Александр Глебыч.

(Занавес).

Владимир Мараховский как-то заметил:
"То, российский либерализм по определению антинационалистический — большая удача для России... Мысленно перенесясь на минуту в Россию, где победил либерал-национализм, мы увидим множество занятных явлений. Например, Ксению Анатольевну Собчак в кокошнике со стразами. Широкие русские масленицы в местных представительствах транснациональных корпораций. Национальное примерение путём установки памятника борцу антибольшевистского сопротивления Гельмуту Вильгельмовичу фон Паннвицу в центре Москвы.

Российский либерализм антицерковен; но если он и не освоил тематику национальную, то вполне освоил православную, в которой построил свой, виртуальный "православный" мир, о котором нам и рассказывает НТВ. В этом плане удача от России отвернулась. Ксения Собчак еще не научилась носить кокошник, но "кстати тоже православная" Ксения Леонова с задачей ношения крестика уже справляется. И разумеется, куда же без сужения сознания. В виртуальном мире, созданном либеральными медиакратами, Церковь - только торговля-свечи-часы-иномарки, и больше ничего.
Subscribe

  • О современных выборах

    Я уже давно не хожу на выборы. И многие мои друзья, как в реале, так и в ЖЖ , тоже уже давно на выборы не ходят. То есть мы удивляясь очередной…

  • Культурное самообслуживание - 12. "Выборы"

    Оригинал: Новый текст: Ломают дверь коллектора, За долг квартиру забирать, Я безработный и банкрот - Но голосую за ЕдРо! Э-ге-гей, нужда и…

  • Рыцари толерантности

    Посмотрел недавно фильм "Рыцари справедливости". Скачал его еще давно и долго не решался смотреть, видя отзывы в духе "снято больными людьми для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • О современных выборах

    Я уже давно не хожу на выборы. И многие мои друзья, как в реале, так и в ЖЖ , тоже уже давно на выборы не ходят. То есть мы удивляясь очередной…

  • Культурное самообслуживание - 12. "Выборы"

    Оригинал: Новый текст: Ломают дверь коллектора, За долг квартиру забирать, Я безработный и банкрот - Но голосую за ЕдРо! Э-ге-гей, нужда и…

  • Рыцари толерантности

    Посмотрел недавно фильм "Рыцари справедливости". Скачал его еще давно и долго не решался смотреть, видя отзывы в духе "снято больными людьми для…