Николай (nikolay_zaikov) wrote,
Николай
nikolay_zaikov

Category:

Довлатов

Жена с утра снова хвалила Стругацких. На этот раз в качестве объекта восхищения выступил киносценарий "Пять ложек эликсира".

Сюжет таков: тихий застенчивый советский интеллигент невольно узнает важный секрет. Пять "бессмертных" (в переводе на православный язык - дьяволов) начинают искушать интеллигента, склоняя его примкнуть к темной стороне силы. Но он наотрез отказывается: дьяволы со времен мефистофелей и воландов катастрофически деградировали, их греховные соблазны унылы и непрезентабельны. Осознав тщетность своих усилий, дьяволы как коллективный Карлсон, исчезают обещая вернуться.

Нетрудно заметить, что при внешней благообразности есть ряд деталей - а дьявол кроется в деталях - придающих казалось бы в меру примитивному морализаторству совершенно противоположный смысл. Во-первых, не раскрыты причины, благодаря которым главный герой "выбирает добро". Их решительно нет. На фоне своего бедственного положения (в первоисточнике, романе "Хромая судьба", тема тоталитарного режима, угнетающего свободных людей, раскрыта более объемно) интеллигент напоминает "честного гаишника" из Нашей Раши.

Во-вторых, плохиши проявляют невероятную импотенцию в области кнута и пряника. В то время как настоящие злодеи уже одной рукой заливали в горло интеллигента расплавленный свинец, а другой намыливали веревку для детей-внуков, наши "бессмертные" лишь вяло угрожают и поспешно ретируются. С пряниками вообще беда. Они все как один привлекательны словно "старая женщина пятисот лет", вдобавок вульгарная, злая и глупая. Кто на такую польстится? Никто. В чем же тогда соблазн? Надо ли понимать, что, будь предложения дьяволов интереснее, интеллигент охотно пополнил бы их ряды? "Просто хочу сказать, что моя честь не продается так дешево?" Кстати, концовка открыта. "Бессмертные" еще вернутся и будут вновь агитировать за плохое.

Вот такой нехитрый месседж. И во внешнее пространство, к Западу: мы, интеллигенты, готовы продаться за молодую бабу и триста сортов колбасы. И к "совкам" - глядите какие мы молодцы, мы не продаемся. Вспоминается фраза, которую обронил Гребенщиков в одном из своих интервью: "пока то что мы не продаемся, продается, мы будем жить очень неплохо".

Любовь к советской культуре нередко бывает слепа, она мешает разглядеть под знакомой оберткой откровенную антисоветчину, и Стругацкие - именно такой случай. Не зря их с много и с упоением экранизировали во время перестройки. Морально разложились? Выйдите и скажите об этом открыто (с). Но нет, будем держать читателей за идиотов, расхваливая себя на все лады, посыпая свои тушки бисером из превосходных степеней.

Не зря именно по Стругацким режиссер Герман-старший снял свой печально известный фильм в 2013 году. И, хотя казалось бы дедушка умер, но дело-то живет! Режиссер Герман-младший недавно снял новый фильм, и там все то же самое, что у Германа-старшего. Человеки с большой буквы невыносимо страдают в обществе унтерменшей. Только декорации другие, и у дона Руматы фамилия "Довлатов".

Фильм закономерно провалился в прокате. Что мы знаем о Довлатове? "Один из самых популярных и читаемых русских писателей конца ХХ века", которого мало кто читал. "Его произведения - та самая великая классика, которая при всем своем масштабе остается простой, занятной и доступной любому читателю". Ну-ну. Стараниями вот таких "классиков" "любой читатель" в основной массе вообще перестал читать, поскольку вынужден вкалывать по 12 часов в день без отпусков, праздников и выходных. "Мастер короткой формы?" Да в кого ни плюнь, все диссидентствующие "мастера короткой формы". Имя им - легион. Ерофеев, Войнович, Высоцкий, Жванецкий, Покровский и примкнувший к ним Ардов. Весь позднесоветский юмор, сатира и КВН впридачу. Желающих и способных написать как Ленин 55 томов о том как помочь людям обрести достойную жизнь почему-то не нашлось. И понятно почему - "таланты" в едином порыве бездельничали, трахались, бухали, прожигали жизнь и жаловались на то что их не ценят. Согласитесь, очень плотный график. Откуда тут взяться "длинным формам"? Да и зачем они, ведь ломать не строить!

Зло умножает зло. "Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом". Короткая форма и метание какашек в отцов порождает сверхкороткую, трехбуквенную форму, презрение и забвение.

Что еще? "От произведений Довлатова веет уверенностью и оптимизмом". Нет, уверенностью и оптимизмом веяло от СССР. Только советский человек мог уверенно прожигать свою жизнь и печень, не теряя здорового оптимизма. Ибо советская медицина, как ее не проклинал Довлатов, творила чудеса. Да-да. Прикоснемся к прекрасному и прочтем "классика" в подлиннике:
"Дядя проклинал рок-музыку, невозвращенца Барышникова и генерала Андрея Власова. Я - бесплатную медицину, "Лебединое озеро" и Феликса Дзержинского."
К несчастью, столкновение с платной американской медициной окончилось для Довлатова летальным исходом. По иронии судьбы, спившийся в Цитадели Свободы "классик" умер в машине скорой помощи по дороге в госпиталь Кони Айленда.

Маркс после себя оставил марксизм, пастух Онан - онанизм, а советские диссиденты - эффективный капитализм. Мне скоро 40, и всю жизнь я работал на износ. Выпиваю ли я? Конечно нет, здоровье и без того основательно подорвано. Смотрю ли в будущее с оптимизмом? Конечно нет. Большой удачей будет работа по специальности до 50 лет. Дальше - дворник, сторож, вахтер и жизнь впроголодь. Медицина, лекарства? Это не про нас. Дальше - еще хуже, пенсии не будет, что понятно давно, малочисленная молодежь будет не в силах прокормить армию пенсионеров. Эффективные пенсионные реформы, оптимизирующие численность бесполезного населения, неизбежны. Как я отношусь к диссидентам, благодаря которым вынужден жить в столь дивном новом мире? Догадайтесь сами.

Там, наверху, кстати, тоже догадываются. Недавно в интервью Сергея нашего Доренко прочел буквально следующее:

- То есть человеку исполняется ровно 40, и его нужно убить?
- Да! Ровно 40, и он становится в специальное место и получает молотком по темечку. Все.
- Чтобы он не мешал следующему поколению?
- Ну а как? Люди в древности не жили больше 40 лет...
- Мы всех трахнем. Вы спросите: «А почему вы, а не мы?» Потому что мы разорили и захватили страну в 1991 году. Мы убили отцов, обокрали их и оболгали, а вы — нет. В этом уникальность нашего поколения. А вы ни хрена этого не сделали, и вам этого никто не даст сделать. Мы вам не дадим, потому что мы убийцы.
- То есть вы будете нас убивать при малейшей нашей попытке убить и обокрасть вас?
- Мы очень жесткие чуваки. Мы это сделали однажды, сделаем и дважды.

Вот он, еще один гений короткой формы. Вот она, форма, вся суть которой - провозглашение собственной инаковости вкупе с расчеловечиванием масс: все вы п...расы, а я д'Артаньян. Точнее "мы" - члены боевого сноб-кружка "один за всех, и все за одного". И если Довлатова почитать, то свою исключительность он старается застолбить любыми способами. Но где же эти "жесткие чуваки", которые разорили и захватили все в 1991 году? Ограблены другими "жесткими чуваками", а самый главный "чувак" девяностых самоудавился шарфиком в Лондоне пять лет назад. Зло порождает лишь еще большее зло. Поднявший меч погибнет от меча же. Если "Единая Россия" забыла собственную историю, то о бренности всего сущего как бы намекает недавний опыт украинской "Партии регионов". Нет ничего постоянного, и человек во многом продукт обстоятельств и условий окружающей среды. Все характеристики и определения справедливы лишь в постоянно ускользающем настоящем: троечник вполне может стать директором или губернатором, и наоборот - обладатель красного диплома может закончить жизнь у мусорного бака. Глупо на основании локальных успехов делать вывод о собственной исключительности. Это везение, и не более. Глупо надеяться что везение будет всегда. Мы не в силах остановить время. Даже смотреть в завтрашний день, по выражению очередного гения короткой формы, не способны.

Но мы можем посмотреть в прошлое. Что есть зло? Несправедливость. Кто порождает несправедливость? Те, кто плюют на интересы других, тянут одеяло на себя, и вместо "общего дела" занимаются исключительно набиванием собственных карманов, паразитируют, воруют, лгут, устраивают оргии на костях сограждан. Но такая позиция и с остальных снимает обязанность тянуть лямку "общего дела". И лишь вопрос времени - когда они в основной массе это поймут и сделают далеко идущие выводы.

Возникает вопрос - а как же христианское смирение, как же понимание собственной немощи? Когда я осознал собственную никчемность, мне стало не лучше, а хуже. Нельзя путать смирение и безволие. На добрые дела, особенно в мире насквозь прогнившем, нужна титаническая воля. Безвольный же человек - соработник дьявола; ибо его бездействия вполне достаточно для полного триумфа зла.
Tags: заметки на полях
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments