Николай (nikolay_zaikov) wrote,
Николай
nikolay_zaikov

Categories:

О новомучениках

Из публикации в публикацию, из статьи в статью (их десятки, если не сотни), кочуют одни и те же, как будто под копирку написанные фразы:

2500 святых почитала Русская Православная Церковь в начале 20 века, из них русских святых – 450... Однако несомненно то, что количество действительно святых мучеников и исповедников, которых дала Русская Церковь в ХХ веке, исчисляется десятками тысяч человек. К январю 2004 года 1420 новомучеников прославлены Русской Православной Церковью в лике святых мучеников и исповедников. Их число растет с каждым заседанием Священного Синода.

Таким образом, Русская Православная Церковь стала в основном Церковью Новомучеников Российских.

В конце II века христианским апологетом Тертуллианом были сказаны слова, ставшие крылатыми: “Кровь мучеников – семя христианства”. Век ХХ обильно засеял этим семенем Русскую землю, наша задача – донести его до сердец человеческих, и оно принесет свой благодатный плод сторицею!


Тертуллиан также говорил другое: "Христианин никому не враг, не говоря уже об императоре, которого, зная, что он установлен его Богом, христианин должен любить, уважать, почитать и желать ему и всему римскому государству благополучия, доколе будет стоять мир: ведь он до тех пор и будет стоять." Но это к слову. Важно другое: мученик времен Тертуллиана сильно отличался от современного.

Все его дела подтверждали горячую и искреннюю христианскую веру. Родился в обеспеченной семье, но уверовав, раздал свое имущество, жил аскетом. Активно проповедовал, и обратил ко Христу множество язычников, был любим и почитаем народными массами. Во время гонений был схвачен, предан суду, где честно изложил свои взгляды. При помощи пыток был понуждаем отречься от Христа, но стойко перенеся все пытки, не отрекся, после чего был зверски замучен и казнен. Всеми своими делами - и нестяжательством, и аскетизмом, и успешной миссионерской деятельностью мученик сеял семена христианства; его дела убеждали в нелицемерном, подлинном характере его веры, и непреклонность перед лицом пыток и смерти была финальным аккордом его мученической симфонии.

И наша главная задача - не пересказывать чужие жития, но жить так, чтобы глядя на нас окружающие становились христианами.
Попытка же подменить свой подвиг чужим подвигом, желание прославиться не своими делами - греховно:

Правило 15: О надежде на чужие заслуги
Глава. Не должно надеяться на чужие заслуги, нерадеть о своих.
(Матф.3,8.9): «сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: `отец у нас Авраам».
Святитель Василий Великий. Нравственные правила


Мы сегодня много, очень много и красиво говорим о величии нашей Церкви, которая только в одном двадцатом веке дала десятки тысяч мучеников (и это беспрецедентная цифра, такого не было нигде и никогда), но реальная жизнь, в частности события на Украине, где отбирают православные храмы и всячески уничтожают Церковь, при этом нет и десятка мучеников, свидетельствуют, что самовосхваления пора прекращать.

Тем более, что при внимательном рассмотрении отличий между мучениками 20 века и времен Тертуллиана, обнаруживается интересное: первые прославлены за то, чего не делали.

Изначально "новых мучеников российских" стали чтить на Западе, в среде белоэмигрантов и фашистов (не случайно среди прославленных нет антифашистов). Неудивительно, что все они, как один, оказались махровыми антисоветчиками и антисергианами - жития писались со слов антисоветчиков и антисергиан. СССР мыслилось как преступное и сатанинское государство, и любое противодействие, любая противная официальной позиция приравнивалась к святости. Типичный представитель "новых мучеников российских" по зарубежной версии, озвученной протопресвитером Михаилом Польским 1, 2 примерно таков:

...сразу после прихода к власти безбожных большевиков, все силы и всю энергию отдал на борьбу с ними. Активно сотрудничал с белыми, после их разгрома продолжил антисоветскую борьбу в подполье. При попытке изъять церковные ценности в 1922 году поднял бунт районного масштаба. Неоднократно арестовывался органами ОГПУ-НКВД. На суде признавал себя непримиримым врагом режима, и гневно обличал диавольскую сущность коммунизма. Прочитав в 1926 году "Декларацию митрополита Сергия" написал в ответ обличительное письмо, после чего разорвал с "сергианами" всяческое общение, устраивал богослужения на конспиративных квартирах, вел агитацию за свержение государственного строя. Умер в лагере от специально созданных для максимальной смертности среди заключенных условий.

И с точки зрения белогвардейца и фашиста - которые я категорически не приемлю, но в данном случае интересует аспект взаимосвязанности событий и цельности мифа - тут, за исключением подмены "христианский = антисоветский", все логично. Зою Космодемьянскую тоже чтят за успешную подрывную работу и вред, который она причинила оккупационным властям. Но Россия - правопреемница СССР. И если мы признаем, что западный миф о новомучениках - правдив, то мы тем самым признаем СССР преступным государством, со всеми вытекающими отсюда правовыми и политическими последствиями. Сам миф и был задуман для того, чтобы ограбить и расчленить нашу страну, ввергнуть ее в анархию и хаос - то есть вернуть ее в состояние, в котором она пребывала при Временном правительстве, до "преступной коммунистической власти". Но сейчас не об этом - посмотрим, как изменились представления о мучениках в интерпретации отечественных богословов и канонизаторов.

Если в западных житиях коммунисты наказывали, безусловно, виновных (но виновные на самом деле были молодцы, так как боролись со злом), то у нас - поскольку мы признаем правопреемственность с СССР - прославлять виновных нельзя, их надо сначала реабилитировать. СССР осудил Колчака как военного преступника - и мы вынуждены сегодня считать Колчака военным преступником. Чтобы его прославить, надо сначала доказать его невиновность - что он не был врагом советской власти, и не нарушал ее законов, что нонсенс. Даже если его реабилитируют и докажут, что он не был врагом советской власти - весь цимес от его прославления потеряется. Но подобную абсурдную схему массово внедрили при прославлении новомучеников, видимо в надежде что никто не станет читать их биографии. А там указывается, что такой-то вел открытую антигосударственную подрывную работу (а как иначе если все скопировано с западных источников), и одновременно заявляется о невиновности, о наспех сфабрикованных в подвалах Лубянки обвинениях в якобы антисоветской деятельности, что привело позднее к пересмотру дела и реабилитации.

Возникает вопрос: что же мы тогда чтим? Новые канонизаторы отвечают на это весьма витиевато:

...важнейшей особенностью гонений на Церковь являлось то обстоятельство, что арестовывавшиеся в 1920-30-е годы священнослужители и миряне обвинялись, как правило, в политических преступлениях и на следствии от них крайне редко требовали прямого отречения от Христа или конкретного отказа от церковного служения. Главной целью следователей было всеми средствами, в том числе и жесточайшими физическими и моральными истязаниями, заставить свои жертвы признать возводимые на них политические обвинения, назвав при этом как можно больше имен соучастников якобы совершавшихся ими преступлений. Поэтому не способность арестованного христианина исповедовать на следствии устами свою верность Христу, а его способность удержаться под пытками от признания инкриминировавшегося ему мнимого преступления и соучастия в нем невинных людей следует рассматривать как исполнение христианином своего главного нравственного долга перед Христом в условиях гонений этого периода времени. Именно на основании этого критерия Синодальная комиссия по канонизации святых оценивала возможность представления к канонизации тех или иных материалов, касавшихся погибших и репрессированных священнослужителей и мирян.
Прот. Георгий Митрофанов

Одним из критериев рассмотрения материалов о новомучениках является безупречность поведения исповедника на следствии, то есть то, что он не оговорил ни себя, ни других. Себя – потому что в данном случае он оговаривает себя не в каких-то моральных просчетах и недостатках, а как члена Православной Церкви, в несуществующей антигосударственной деятельности; ни, тем более, других, так как, оговаривая других, он юридически обосновывает для следствия их обвинение.
Архимандрит Дамаскин (Орловский)


Таким образом, плавно вырисовывается наш, правильный, постсоветский вариант жития типичного исповедника. Дело было так:

...в далекой глуши, ни с кем не общаясь, жил-был ни в чем не виновный священник, а лучше монах. Он нигде не числился и не состоял. Когда белые позвали его к себе, он ответил отказом. Когда эсеровское подполье попросило распространить прокламации, он их сжег. Когда большевики пришли забирать церковные ценности, он все отдал, однако был арестован и получил срок за сопротивление властям. Когда друзья осудили митрополита Сергия и перестали его поминать, он воздержался. Когда кулаки подняли бунт и пришли к нему за благословлением, он их прогнал. Когда из эмиграции тайно приехал член монархической организации и попросил укрыться от слежки в его келье, он не отпер ему дверь. И так далее, так он и жил ничего не делая, пока к нему не приехал черный воронок. По высосанным из пальца обвинениям был осужден по 58 статье, на суде несмотря на множество подтверждающих обвинение свидетельских показаний все отрицал, и будучи абсолютно невиновным получил 10 лет лагерей. При этом хорошо знавшие батюшку люди отмечают, что он до последнего был непримиримым врагом советской власти, симпатизировал Колчаку, вел тайную переписку с митр. Антонием (Храповицким), сплотил вокруг себя массу последователей, которым постоянно говорил о необходимости деятельной борьбы с коммунистической заразой. Будучи отправлен на Колыму, держал строгий пост, не ел мяса, и через год умер от истощения сил.

В общем, канонизаторы еще сами не определились, что именно мы чтим. С одной стороны, их привлекает открытость и честность (к которым они тут же, не стесняясь, присовокупляют "осуждена по сфабрикованному обвинению"):

На допросе 9 января 1934 г. мон. Анастасия (Платонова) смело заявила о своих взглядах: «По своим политическим убеждениям я являюсь противницей существующего строя, политику коммунистической партии я не приемлю и в своей практической деятельности оказываю противодействие установкам советской власти и коммунистической партии… Мои политические настроения и противодействие политике властей в основном вытекают из моих религиозных убеждений, противоположных установкам советской власти.

С другой стороны им спокойней, когда исповедник все отрицал:

только одна скромная певчая Валентина Троицкая нашла нужный тон в разговоре, как находят верную ноту при пении в хоре: «никаких имен и фамилий Вам называть не буду».

Уже все друзья признались, уже и следователю все ясно, и современный читатель все намеки автора понял. Но исповедник упорно продолжает лжесвидетельствовать: ничего не было, ничего не знаю, ничего не делал, и вообще не желаю с вами, краснопузыми, разговаривать, ведите на расстрел. Судья, пожимая плечами, добавляет еще несколько лет лагерей, мне же непонятно - было ли такое в тертуллиановское время? Были ли мученики и исповедники, которые в римском суде отпирались - мол, сказать мне о христианской вере нечего, проповедей не вел, посланий не писал, законов не нарушал, арестован по сфабрикованному делу, ни в чем не виновен?

Или таков лишь исключительно наш, "советский" мученик, диалектический и противоречивый, как учение марксизма-ленинизма?

Если бы из "десятков тысяч семян" произрастала евангельская любовь... Но кроме лютой ненависти ко всему советскому, никаких других плодов не заметно. А именно эти плоды понемногу подменяют собой православие, заслоняя все остальное.

Недаром пишут: "Русская Православная Церковь стала в основном Церковью Новомучеников Российских". Фальсификация православия - и есть основная цель новых канонизаторов.
Tags: "истинноправославие"
Subscribe

  • Николай II в 1918 году

    Как нам известно из доклада комиссии Священного синода о мученической кончине царской семьи: Большинство свидетелей последнего периода жизни…

  • Письма Романовых

    Монархическая тематика уверенно лидирует на билбордах города. Николай II коварно подстерегает водителей и прохожих в самых неожиданных местах и в…

  • Это какой-то... позор

    Нашел видео тут тут Будь я "здравомыслом", то сейчас сильно бы жалел о создании этого видео. Хотя к Григорию Лурье они неровно дышали давно, так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments