Николай (nikolay_zaikov) wrote,
Николай
nikolay_zaikov

Categories:

Троецарствие

Прочитал роман "Троецарствие", планирую и дальше продолжать знакомство с классической китайской литературой.
Сейчас читаю "Сон в красном тереме".

Есть над чем задуматься.

Китайская литература у нас не случайно не в ходу. Самое великое произведение западной цивилизации, роман "Война и мир", насчитывает 559 персонажей. В романе "Троецарствие" (хотя романом его можно назвать с натяжкой, скорее это художественно обработанная историческая хроника) их в два раза больше, и у них похожие друг на друга, непривычные нам, не информативные, не запоминающиеся имена. К моменту, когда ты наконец стал различать персонажей и понимать что происходит, их убивают, на уже сцене новые герои, которых надо запоминать заново. Далее, персонажи действуют в географическом пространстве, о котором ты не знаешь ничего. На каждой странице встречаются совершенно незнакомые реки, горы, долины, провинции, уезды, города - в количестве, сопоставимом с числом действующих персонажей. Кроме того, персонажи действуют в пространстве непрерывной китайской истории, которую ввиду хорошего образования они знают досконально. Не то чтобы я ноль в китайской истории, я в курсе кто такой и чем знаменит Гао-цзу, но не имею ни малейшего представления что он делал например на 35 году его жизни, 5 августа после обеда. Так вот, персонажи романа досконально знают китайскую историю, философию, военное дело, и постоянно ссылаются на неизвестные некитайскому читателю книги, без знания которых не вполне понятно, что имеется ввиду. Объем нужных знаний неподъемный, некоторые книги наверное вообще до нас не дошли. Мне казалось, что "Законы войны" - это трактат; оказывается - это множество разных "канонических" и не очень произведений, поскольку каждый генерал пытался написать свои "Законы войны". И так далее - другие системы и меры веса, длины, времени, другие ранги чиновников и знати. Читать очень трудно.

Но увлекательно.

Если верить автору (оговорку делаю один раз, хотя справедлива она для всего мною сказанного) военное дело китайцев намного превосходило европейское. Возьмем набор солдат - наиболее прогрессивной считается служба про призыву, поскольку позволяет использовать для войны практически все доступные людские ресурсы. У нас это двадцатый век, до этого была профессиональная армия (что чуть менее прогрессивно). У китайцев - две тысячи лет назад. В "Троецарствии" приводятся данные переписей, например провинции Сычуань: 900 тысяч жителей, из них 100 тысяч солдат (то есть военнообязанных) и 40 тысяч чиновников. Армия в 11 процентов от населения - очень круто даже по нынешним временам. Любой милитарист позавидует. Каждый военнообязанный ежегодно проходил службу в армии: в мирное время - 60 дней, в военное - 120 дней, потом ротация. Феномен китайских "крестьянских восстаний" тесно связан с тем, что крестьяне регулярно проходили воинскую службу. И мне кажется, призывная армия повлияла на императорский характер власти в Китае, в то время как в остальном мире аристократы дерибанили государства на удельные лоскуты. Знать не смогла стать более мощной политической силой, поскольку не только она служила в армии. В итоге император полностью подмял ее под себя, и дворянские титулы, аналогичные герцогам и графам, он раздавал сам точно так же, как должности чиновников.

Мы восхищаемся римской армией за ее продвинутые инженерные навыки, что они строили укрепленные военные лагеря, но все это меркнет на фоне возможностей армии китайской. Без лагерей они тоже не воевали, строили их в большом количестве и более сложные, но поскольку армия была по сути вооруженным народом, мобилизованными работниками самых разных специальностей, то и делали они практически все. Строили корабли, копали каналы чтобы вода в реке ушла в другое русло, и даже собирали урожай. Победа по-китайски: - напасть перед сбором урожая на на противника, загнать его в крепость и пока он там сидит и ждет подкреплений - твои солдаты успеют собрать хлеб на его полях.

А с провизией у них были постоянные проблемы из-за огромных армий. У нас что-то похожее началось в 18-м веке, и уже окончательно оформилось в 20-м, когда снабжение армии стало играть важную роль. Это, во-первых, война одновременно множеством армий на протяженных участках стратегического фронта - у китайцев понятие "фронта" и того как на нем воевать было уже в начале нашей эры. Это позиционная война, с отсечением армий противника от снабжения и коммуникаций, с прорывом фронта и выходом в тыл, с "котлами" - да, да, с "котлами", как у нас во время ВОВ. Это активное применение пропаганды - когда все население провинции уходит вместе с отступающей армией, уверенное в том что противник - воплощение вселенского зла. Это продвинутый шпионаж, и подкуп чиновников и генералов врага, поставленный на конвейер. Китайцы знали о кадрах противника все - сильные стороны, слабости, на что обижены, чем можно шантажировать, кому поручить переговоры (друзья, родственники и т.п.). Это целенаправленная продуманная работа по моральному разложению вражеской армии, и многое другое.

Богатство военных приемов удивляет и поражает. Без засад, "честно" - китайцы вообще не воевали, основной идеей было обхитрить противника. Наступающие войска попадали в засаду, отступали, заманивая противника в свою засаду, а тот снова отступал, заманивая в свою вторую засаду, и так далее, и так далее. В условиях, когда все военные хитрости подробно описаны и изучены ("36 стратагем" и другие), а противник постоянно ждет подвоха, пойти на хитрость уже было недостаточно, требовалась такая хитрость, которую противник стопроцентно не ожидает. Эта идея позже привела к появлению "экзотического оружия" - враг предполагает что ты обнажишь меч, а ты достаешь из широких штанин нечто нелепое, например веревку с ножиком на конце и красным флажком посредине. "Оно" менее эффективно чем меч, но доли секунды пока враг в замешательстве достаточно для смертельного удара. Очень любили использовать для уничтожения врага природные стихии - ветер, воду, огонь. Не гнушались "бактериологическим оружием".

Отдельного внимания заслуживают "моральные устои" китайского общества. В последнее время нас, россиян, часто успокаивают - мол, не бойтесь китайцев, они мирные и добрые. Недавно, например, в связи с коронавирусом смотрел ролики китаеведа Николая Вавилова, он также продвигает идею - не надо боятся китайцев, исторически в основном мы на них нападали, мы им угрожали, а не они нам. Ну... Не их вина, конечно, что им пришлось веками жить в перенаселенном обществе, но по жестокости они нас превосходят. Убийство ВСЕЙ семьи побежденного противника, а семьи там большие, это десятки и сотни людей, родственники-наложницы-слуги, старики-женщины-дети (зачем?) - в "Троецарствии" нечто само собой разумеющееся. Поначалу это не заметно, так как маскируется красивыми эвфемизмами. "Мой генерал, разрешите мне позаботится о его семье". Ага, триста человек в итоге убито - вот заботливый какой. Казнь ВСЕГО рода, или жесткая люстрация до седьмого колена - в порядке вещей. Нам рассказывали, что татаро-монгольские ужасы "типа один побежал - казнить весь десяток" это варварская степная жестокость. Оказывается, не варварская, и не степная, "цивилизованные китайские методы", они там просто обожают коллективную ответственность.

Нам кажется, что Восток - дело тонкое, нерациональное, мистическое, и в голову не укладывается что Китай - нечто еще более прагматичное, чем мы сами. Тем не менее это так. Честность у китайцев - это просто одна из стратегий для достижения цели, если она не дает результат, от нее отказываются. Предательство - обыденное дело и не осуждается, любимая поговорка героев романа: "Умная птица сама выбирает где вить гнездо, а умный человек сам выбирает себе господина". Или: "государство гибнет, пора позаботится о себе". Был момент как правитель удивился поведению своего чиновника, на что приближенные спокойно пояснили - так он честный. "Ну, ладно, раз так", - удивился правитель - мол, неплохо, конечно, молодец, но не проще ли выбрать другую стратегию, чем отыгрывать честного? В отношении предателей нередко используются положительные эпитеты - "доблестный перебежчик", "геройский изменник" -). Плохим считалось слишком частая "смена господина", нюансы были важны - как изменил, на каких условиях, в какой ситуации. Другому правителю сказали про одного генерала - не стоит доверять ему много войск, он ненадежен. "Это еще почему?" - удивился правитель. "Он уже раз десять изменил, при этом были случаи что своего правителя спящего ночью зарубил алебардой". "Мда... действительно, много войск ему не давать".

С надежностью всех и вся в Китае были гигантские проблемы - обратная медаль рационализма. Войска разбегались - на марше, до боя, сразу после начала боя. Слово "предательство" по отношению к простым солдатам не применялось вообще, и они перебегали к противнику совершенно спокойно, будучи уверены, что там к их поступку отнесутся с полным пониманием. Был случай, когда на совещании командующий сказал генералам - наша армия разложится и разбежится в течение двух месяцев. Но ничего страшного, мы успеем за это время решить поставленные перед нами задачи. Суворов не проиграл ни одной битвы, но даже величайшие полководцы Китая воевали где-то 50 на 50 - победили, проиграли, опять победили и так далее. Еще одна расхожая поговорка романа: "Победы и поражения - обычное дело воина". Надо сказать, что с такой невеселой статистикой правители серьезно боролись. Вообще в "Троецарствии" много такого, что у нас появилось в 20-м веке. Семьи офицеров в заложниках например - чтобы не перешли на сторону противника. Изменил - и о твоей семье тут же "позаботились". Но такого, чтобы генерал при получении приказа в обязательном порядке подписывал письменный контракт, что если он не выполнит боевую задачу, его казнят - я даже в 20-м веке не встречал.

Проигравшего битву генерала как правило ждала смертная казнь, из чего нетрудно представить, какие отношения он выстраивал с подчиненными. Исключение - сам правитель (не будет же он наказывать сам себя), и его ближайшие родственники - братья, сыновья, приемные сыновья (вероятность того что их казнят была невелика). Они как правило и составляли высший генералитет. Люди рангом пониже очень сильно рисковали. Социальные лифты для менее знатных выглядели примерно так: император собирает генералов, и как учитель, интересуется кто хочет "выйти к доске". Мол, положение наше хреновое. На нас напали с трех сторон одновременно. Приграничные полководцы разбиты, наши чиновники и военные нас предали, перешли на сторону врага. Потеряны стратегически важные крепости. Провиант захвачен. Моральный дух армии сломлен. В общем, жопа. Есть желающие возглавить армию и победить?
И тут "к доске" выбегает амбициозный молодой генерал и спокойно, уверенно начинает излагать победный план будущей кампании. "Ваши мысли совпали с моими", - отвечает император (еще одна часто встречающаяся фраза, признать что кто-то умнее императору видимо было нельзя). "Вот здесь на контракте поставьте подпись - где написано "казнить в случае неудачи". Адрес напомните, чтобы семья не сбежала. И все, действуйте."

Казнили неудачников не то чтобы в обязательном порядке, часто заступались за них друзья и родственники - мол, надо кончено отрубить ему голову, но война тяжелая, грамотных кадров немного, пусть еще послужит, кровью искупит, и так далее. Чтобы обеспечить "алиби", генералы лично вели войска в бой. Внешний вид изрубленного в капусту, израненного генерала после боя был смягчающим обстоятельством и возможностью остаться в живых. Мол, да, видим, ты еле живой - значит не сачковал, не предавал, старался изо всех сил и сделал все что мог.

Прагматизм доходил до такой степени, что человек, вырезавший семью, в дальнейшем мог стать союзником. Цао Цао развязал войну против государства-соседа под предлогом того, что правитель убил его папу. Союзники решительно не поняли - мол, да с кем не бывает, у меня вон всю семью убили, и ничего, дружу и не жужжу. Личная месть в политике? Да не смешите меня.

Римские легионы споткнулись о германцев, им не хватило ума понять как надо воевать в противником, который находится на низком уровне развития, у которого десятки племен и вождей, которые плевать друг на друга хотели. Пришла армия - германцы покорились, ушла армия - они восстали, и нет политических фигур, на которых можно возложить ответственность за выполнение договорных обязательств. С похожей ситуацией столкнулись китайцы во Вьетнаме. Придумали вот что: нашли самого отъявленного сепаратиста, разбили его, после чего... отпустили. Потому что китайцы не знают, кто из вьетнамских вождей хочет их предать, но вот отъявленный сепаратист настроения соседей знает очень хорошо, и бежит не просто куда-то, а именно в очаг потенциального сепаратизма. Под его влиянием еще один вождь восстает против китайцев, после чего его тоже разбивают, а отъявленного сепаратиста ловят и снова отпускают. Армия как-никак пришла, чего ей без дела стоять? И так до тех пор, пока сепаратисты не закончились. Китайцы споткнулись о климат и природу Вьетнама - но в военном деле во времена описываемые романом проблем не испытывали.

Забавный момент связан с отражением проникновения в конфуцианский Китай "наших" религий. В один город пришел проповедник, учил о добре, зле, спасении. Правитель города послушал его, ничего не понял кроме одного - тип себе на уме, и властей слушаться не будет. Поэтому его надо немедленно казнить. Друзья и близкие, которым проповедь "зашла" удачнее, пытались его отговорить - да как можно, он же святой человек, его убийством вы не ему - себе навредите, себя погубите... Правитель был невозмутим - не рассказывайте, я много раз рубил людям головы, и ни разу после этого мне не было плохо.

В общем, в сказки про добрых китайцев после "Троецарствия" - не верю. Страшные люди.
Tags: заметки на полях
Subscribe

  • Выборы, итоговое

    Итог выборов - нелегитимность власти из-за низкой явки избирателей. На предыдущих выборах явка в Крыму и Севастополе была 60%, на нынешних - 28% и…

  • Badcomedian - все?

    Только написал пост про отечественное кино, как Badcomedian нам всем поведал о своих судебных тяжбах. При всей симпатии к Евгению я не разделаю его…

  • Как быть с противоречиями социализма?

    Вот такой вопрос мне задали недавно - мол, как можно агитировать за социализм, когда у него есть неразрешенные противоречия. В ссылке на противоречия…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments