Николай (nikolay_zaikov) wrote,
Николай
nikolay_zaikov

Categories:

О возврате к духовным корням

Так и не услышал в итоговой, четвертой части фильма "Ловцы человеков" выводы, которые напрашивались из первых трех частей. Сказавши "а", надо говорить "б". Но раз другим не надо, скажу за себя - к каким выводам лично я пришел по итогам своего пятнадцатилетнего возвращения к православным корням и духовным истокам.

Понимаю, что изобрету сейчас очередной велосипед, но это лучше, чем отсиживаться молча. Пояснять выводы постараюсь как можно короче - поскольку если начну подробно, времени не хватит - ни мне на написание, ни читателям на прочтение.

1. Жизнь диалектична, непрерывно меняется и не подлежит догматизации. Религиозные правила неизбежно устаревают, о чем неоднократно говорил Христос - выгоняя торгующих из Храма, исцеляя в субботу и т.д.

2. Православные догматы и каноны в нынешнем виде не нужны. Нет хороших и плохих религий, есть хорошие и плохие поступки. Причем хороших поступков становится все меньше и меньше, что делает бессмысленным заборы между теми кто их совершает. Хорошие люди всех стран - объединяйтесь -).

3. Пост не обязателен (анахронизм), церковные праздники - просто праздники. Циклическое восприятие истории, ежегодные прообразы одних и тех же событий - крайне неубедительная гипотеза.

4. Церковные таинства не обязательны для спасения. Основным аргументом в пользу таинств был авторитет православной Церкви. Был и закончился, сегодня его уже нет. Мировое православие - шестерки Вашингтона, украинское - Украины, российское - РФ. Если раньше можно было сказать "посмотрите, еретики отвергли таинства, и вот что с ними стало!" Сейчас так сказать уже нельзя, ибо судьба православия не менее печальна - ссоры, изоляция, фарисейство и духовное вырождение. Не помогают таинства. Постсоветский кредит доверия исчерпан, а иерархия, получившая абсолютную власть, добьет православие окончательно.

Обязательная исповедь перед причастием не только не нужна, но и вредна. Надо ставить себе посильные задачи; тебе же автоматически вменяют непосильные, а потом заставляют каяться, выставляют убогим, слабым, безвольным существом, что разрушает личность. Можно, если есть потребность, исповедаться близким людям - сливать же компромат на себя де-факто сросшейся с государством церковной структуре сегодня не только неумно, но и опасно.

Если обязательным условием для причастия является исповедь, а на исповеди надо обязательно отречься от своих взглядов, которые не прошли церковно-государственную цензуру - такое причастие тоже необязательно. Мне непременно надо солгать, чтобы причаститься - вы серьезно? Спасибо, не надо: Бог в правде, а отец лжи - диавол.

Если обязательным условием для крещения детей является законный брак, который обрастает все более и более абсурдными правилами - крещение тоже необязательно. Сегодня законный брак - это обязательства исключительно перед государством, так как семья в ее привычном понимании умерла.

5. Молитвы второстепенны. Сама идея молитвы происходит из понимания Бога как могущественного небесного царька. К которому без доклада входить нельзя, а доклад должен состоять из 90 процентов восточной витиеватой лести, в стиле "Старика Хоттабыча", иначе царек обидится и выгонит вон. Сам Христос учил молиться кратко. Если Бог это Абсолют, он и так знает, чем вы живете и что от Него хотите; что у вас на самом деле на уме и где вы согрешили, надо ли вам помогать или нет. Первостепенны добрые дела, любовь к ближним, альтруизм; молитва более уместна лишь там, где от собственных поступков ничего не зависит.

6. Церковная иерархия обслуживает интересы власть имущих, поэтому не может выступать "духовным маяком". Храмы, священники - не обязательны. Раньше чтобы объединить людей, необходимо было физически собрать их в одном месте. Сейчас на дворе 21 век, средства коммуникации шагнули далеко вперед, и такая необходимость отпала. К тому же, население существенно увеличилось, и в храмы уже не помещается, даже если мы в России будем продолжать строить их по три штуки в день. И рабочий график у людей отличается от сельскохозяйственного цикла средневекового села. Храмы - неэффективное использование государственных средств, еще одно бремя на плечи и без того обнищавшего народа.
Духовники - еще один анахронизм. Раньше духовник был самым грамотным парнем на селе, научить уму-разуму мог только он. Сегодня это не так, людей у которых можно и нужно поучиться - полным-полно.

7. Заповеди надо стараться соблюдать с той оговоркой, что в миру не всегда есть выбор между добром и злом, а есть выбор только между меньшим и большим злом. Также нужно понимать, что власти постепенно лишают человека субъектности через законы и промывку мозгов. Личное пространство, в котором человек может жить по заповедям стремительно сокращается - на работе что тебе делать решает начальник, дома - государство. И семья уже не твоя, и дети уже не твои. Оцените закон, который сейчас хотят принять в Украине: после 14 лет ребенок имеет право на смену пола, и право отказываться от лечения алкогольной и наркотической зависимости. Вот так вот, мама с папой - растите малолетнего наркомана-трансгендера и не жужжите. И нашим российским детям уже паспорта в 14 лет выдали - потому что идем в том же направлении. Времена наступают непростые, возможно апокалиптические.

8. Жизненная позиция нейтральности, невмешательства, отстраненности от общественно-политической жизни в корне не верна. "Для полного триумфа зла нужно только одно - чтобы хорошие люди ничего не делали". Раньше был монархический строй; приобщиться к общественно-политической жизни мы, простые люди, не могли даже при большом желании. Сегодня у нас народовластие, поэтому участвовать не только можно, но и нужно.
Tags: свое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments