Николай (nikolay_zaikov) wrote,
Николай
nikolay_zaikov

Category:

Киберпоп. Итоги.

Фильм "Ловцы человеков" наделал немало шума, но почему-то никто - ни критики, и доброжелатели - не разбирали фильм целиком, ограничиваясь отдельными местами. Поэтому я постарался озвучить основные тезисы автора фильма, оставив свое мнение за скобками. По сути он прав, но один вопрос оставался без правдоподобного ответа - почему он не ушел раньше?

И вот мое мнение, версия, догадка на основе личного жизненного опыта - называйте как хотите:

Федосов-предприниматель одержал верх над Федосовым-священником.

Наша жизнь, как и все в ней, стремительно меняется. Меняется страна, семья, экономика, общественные отношения, мораль, экология, и многое другое. А люди делятся на две категории - те кто могут "смотреть в завтрашний день", получают шансы на выживание. Те кто не понял что и как вокруг изменилось - погибают, идут на корм акулам современного общества. Акулы, понятное дело, стараются чтобы людей второй категории было как можно больше. Для чего нужны только две вещи: иметь право постоянно менять жизнь, и возможность погружать население в иллюзорную статическую реальность, в мировоззренческую "Матрицу", в которой все неизменно. Продолжая аналогию с рыбами - иметь право постоянно закидывать новые сети, и внушать что - поскольку там раньше свободно плавали, никаких сетей нет и быть не может.

Живет себе человек в родном городе, трудится, растит детей, но никто не предупреждает его, что новые собственники градообразующего завода решили сэкономить денег и положили на экологию свой волосатый буржуйский болт. Наоборот, все как раньше - праздники, елки, детские площадки в каждый двор, речи с трибун за все хорошее против всего плохого. Ведь если честно выйти и сказать - люди, теперь все будет по-другому, вы серьезно заболеете в тридцать пять и умрете в сорок шесть - ценные кадры в страхе разбегутся. А если поддерживать иллюзию неизменности - профит, так и будут как дураки работать и обогащать эффективных собственников.

Или, например, пришел человек на работу в молодую, динамично развивающуюся фирму, и много лет в поте лица ковал ее финансовое благополучие. Только чем больше он обогащал хозяина, тем чаще тот разговаривал с ним "через губу" и урезал зарплату. Работнику кажется, что трудится он все там же, но на самом деле - пришел работать в одну фирму, стал бесправным рабом в другой, и был уволен в третьей.

Или - женится человек в одном обществе, с конкретной моралью и законами, и по прошествии ряда лет внезапно оказывается разведенным в другом обществе, с другой моралью, другими законами. Поступает в университет на актуальную специальность, выпускается - она уже никому не нужна. Берет кредит исходя из заработка в 80 тысяч в месяц, а отдавать приходится зарабатывая всего сорок. Откладывает деньги в копилку при одной их покупательной способности - а потом бац, инфляция все съела. Платит всю жизнь в пенсионный фонд, и при наступлении нетрудоспособного возраста остается без пенсии. Покупает квартиру в нормальном районе, а он превращается в алкогольно-наркоманское гетто - список подобных примеров можно продолжать бесконечно. Для нас с вами жизненно важно вовремя осознавать что именно изменилось, и моментально реагировать - только тогда есть шанс не стать кормом.

Давайте повнимательнее присмотримся к церковной жизни. Зачем, например, священнику длинная борода? За короткую не накажут, но священник с длинной бородой авторитетнее, убедительнее - почему? Потому что священник погружает паству в "Матрицу" РИ девятнадцатого века, а какой косплей без внимания к деталям? Размышляет просто, наивно, говорит нарочито медленно, слегка нараспев, устаревшими словами и шаблонными формулами из старорежимного идеализма. Для полного погружения не хватает разве что покосившейся деревянной избы на заднем плане, неграмотных крестьян в сермяге и чумазых босоногих ребятишек. Системные негативные явления в социуме носят объективный характер, их невозможно свести к злой воле отдельных людей, они требуют такой же системной с ними борьбы. Наших же православных священников о чем не спроси - несут идиотскую ахинею. Как улучшить демографию? Надо больше рожать и запретить аборты.

Церковь постоянно меняется но категорически это отрицает, требуя от нас хранить верность до гроба. И некоторые верят. И - пишут потом в комментариях: "мы, православные христиане, как и две тысячи лет назад, должны оставаться в матери-Церкви"... Так и хочется добавить - Московского патриархата, половина иных патриархатов недавно испортилась, вторая половина под вопросом и может испортиться в любой момент, но в остальном, прекрасная маркиза, в остальном Церковь непоколебима и врата Ада не одолеют ее.

А некоторые наоборот не верят - ну не бывает такого, чтобы вменяемый адекватный человек ментально в 19 веке жил. Всяческие наполеоны-соколовы сразу на ум приходят. И начинаешь понимать причины с одной стороны, миссионерского успеха Кураева, с другой стороны жесткого неприятия его со стороны части верующих. Первая причина - он апеллировал к советскому человеку, и тот внял; с убийством Церковью всего советского серьезный миссионерский успех стал невозможен в принципе, миссионеров масштаба Кураева у нас нет и не будет. Вторая причина - Кураев был миссионером современным, жестким, хлестким, немного развязным - без даже намека на девятнадцатый век. Своим поведением он как бы говорил - не буду вам врать, Церковь изменилась. Он был более честным по отношению к своей аудитории, чем многие другие.

Киберпоп снял сильный фильм, но сквозь него я увидел двух людей в одном физическом теле. Федосов-миссионер - старостильный, мягкий, благостный, неторопливый, терпеливый, наивный, и Федосов-блогер - "четкий, дерзкий, как пуля резкий". Понятие "блогер", кстати, тоже изменилось - раньше так называли людей, которые вели свой личный дневник. Я, например, веду себе личный дневник в ЖЖ, и не переживаю из-за того что мало читают. Блогер сегодня - не писатель дневника, а руководитель маленькой частной медийной компании. Когда блоги были текстовыми, заработать себе на жизнь ведением блога могли лишь единицы. С появлением Ютуба все изменилось, что Киберпоп понял моментально, и если и не заработал больших денег, то "перспективы роста" изучил досконально - перспективы вполне обнадеживающие, особенно если привлечь в команду волонтеров "во Славу Божию" (то есть бесплатно). И очень внимательно Киберпоп следил за о. Владимиром Головиным, который оседлал то же самое изменение в нашей жизни, что и он сам. А именно: с появлением интернета рухнули физические границы, которые отделяли один приход от другого. Появилась возможность "нарушать конвенцию", и "продавать себя" не только на приходе, но и по всей России, и даже за ее пределами. Преимущества для конечного потребителя получаются ровно те же, что и у интернет-торговли по сравнению с ретейлом. Зачем идти в храм, который по будням слишком пуст, по выходным слишком полон, когда все можно сделать по интернету - и консультацию духовника получить, и даже требу заказать. А если священник нравится, то для большинства людей нет разницы - в штате он, за штатом, в расколе или извержен из сана. И, мне кажется, присматривался Киберпоп к Головину с мыслью - а не будет ли физической расправы со стороны патриархии? Что, так можно было? Оказывается можно - жив, курилка, духовно окормляет 300 тысяч подписчиков на ютубе и прекрасно себя чувствует.

И про Ленина, думаю, Киберпоп обмолвился не просто так. Если он постоянно находился в поисках более эффективной контент-стратегии, держа руку на пульсе потребительского спроса, то не мог не знать, что спрос на Церковь падает, а на Ленина - растет. И чтобы попасть в топы, надо Ленина похвалить, вызвать медийный скандал и словить хайп. Но пришел Киберпоп в девяностых в свободную Церковь, а оказался в тоталитарной. Где ломающее жизни право запрещать в служении совершенно развратило церковную иерархию, которая по сути держит в заложниках честных клириков, превратив их, под страхом увольнения, в покорных рабов. И, сам того не желая, "попал под жернова системы", осознал свой рабский статус, понял бессмысленность дальнейшей работы священником и выбрал бизнес. После чего на камеру избавился Федосова-священника, представ перед зрителями в образе бизнесмена.


Ну, что ж - "поднявший меч погибнет от меча же". Что посеешь, то и пожнешь.
Выбор понятен, но двуличие - это не по-христиански.
Без него сейчас не прожить - и все равно не по-христиански.
Tags: жизнь не по лжи
Subscribe

  • Об ожидаемой войне

    Читаю рассуждения диванных аналитиков про Донбасс и то как плохо для него развиваются события, и думаю - как же мало мы знаем о мире. "Инии форозе,…

  • Печенеги, Пахом и права человека

    Охранительная реакция на массовое недовольство действиями российских властей во время эпидемии коронавируса породило поток шуток и насмешек типа…

  • Покрасить Кремль в зеленый цвет

    Наблюдать за лихорадочными, спонтанными действиями власти по борьбе с коронавирусом было бы смешно, если бы не было так грустно. Они тупо не знают,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments