Николай (nikolay_zaikov) wrote,
Николай
nikolay_zaikov

Category:

О торговых центрах и не только

Подсунул мне ЖЖ недавно любопытный текст: "Что будет с торговыми центрами?"

А любопытен он тем, что в нем торговые центры, эти дредноуты капитализма, объявили неэффективными по сравнению с онлайновыми торговыми площадками, и уродующими город пережитками прошлого, подлежащими - да, вы не ослышались - закрытию. "Существующие торговые центры или перестроятся, или рынок сам их убьёт" - пишет автор, а у меня воображение рисует его эдаким "Слепым Пью" из "Острова Сокровищ", зашедшем в гости к владельцу торгового центра по поручению неустановленной группы лиц, вынашивающих планы по созданию российской Алибабы с Амазоном. "Протяни свою правую руку", - нараспев читает Слепой Пью, и суровый владелец - Билли Бонс, с пьяным пропитым лицом Ефремова, в ужасе начинает биться в истерике: "Черная метка... Черная метка!!!

Кстати, сыграть Билли Бонса - то есть в самом начале сюжета умереть от алкоголизма, в бреду, в белой горячке требуя "рому!" - наверное единственная роль, которую "гениальный российский актер" смог бы сыграть сносно, в его нынешнем состоянии.

То есть одни бизнес-бандиты пытаются разорить других бизнес-бандитов, предлагая им сдаться по-хорошему, а для публики все оформляется как новые тенденции в урбанистической моде. Чего только не высосал наш Пью из пальца, чтобы обосновать право на утилизацию супермаркетов. Подумать только - они приводят к деградации городской среды, и как следствие, деградации людей, живущих по "очень простым сценариям: кровать-работа-телевизор в будние дни и кровать-торговый центр-кровать в выходные". Слепой Пью прозрел! На третий день Зоркий глаз заметил, что у сарая нет одной стены!

Все уже устали говорить о деградации всего и вся, что полностью игнорировалось, замалчивалось, пока из нашего воображаемого супермаркетного Билли Бонса не решили вытрясти его карту сокровищ. И тут внезапно открылась страшная правда. Ну прямо как страшная правда про грабительскую приватизацию 90-х, когда у Ходорковского "Юкос" отбирали. Про то что Ельцин и Ко шестерили на американцев - одним словом, кошмар.

Автор продолжает: "это прямой путь деградации города и жителей: такие города не обладают самоидентичностью, контакты с другими людьми ограничены лифтом и офисом, город не создаёт возможностей для открытия мелкого и среднего бизнеса и так далее." Казалось бы, причем тут городская самоидентичность и зачем она нужна? Какие контакты в лифте, о чем он вообще? Контактов больше что ли станет, если Амазон обывателю покупку дроном пришлет, прямо на балкон? Мелкий и средний бизнес мертвы? Дык, торговые центры для того и строились, чтобы все эти типа предприниматели закрылись и пошли работать обслуживающим персоналом. Там "бывших людей" просто море, и даже водитель - и тот в прошлом хозяин и директор какого-нибудь "ООО". На что уже давно и всем было решительно насрать - они, как известно, в рынок не вписались и сами виноваты были - вплоть до сегодняшнего дня.

Дальше указывается, что из-за интернет-торговли "торговые центры пустеют". Я вот не заметил чтобы торговые центры пустели. О чем автору в каментах сказало еще примерно человек сто. Хотя проблемы есть, да. Тем не менее натягивание совы на глобус продолжается: "огромные коробки становятся головной болью для владельцев и города". Несчастные владельцы супермаркетов, как же у них болит голова. "Владельцу и оператору намного проще отдать место сетевым компаниям, от чего затрудняется вход на рынок местным жителям и бизнесу (неформатной рознице)". Бедный Йорик, то есть, бедный Мелкий бизнес! Я знал его. В девяностых магазин с десятью видами жвачки и двадцатью сортами амаретто был локомотивом прогресса, окном в светлое завтра. Но теперь он стал отвратителен... Тьфу, не тот текст, этот я писал когда в Москве ларьки сносили. Вот... "местные жители и ихние бизнесы из-за крупных торговых центров не могут выйти на рынок! Долой торговые центры! Свободу попугаям!"

Далее автор просто осверняет святыни капитализма, которого у нас, как известно со слов капиталистов, нет (и олигархов у нас нет, что тоже не подлежит сомнению, поскольку именно так утверждают олигархи). У нас , со слов капиталистов, рыночная экономика, а в статье утверждается, что она не рыночная, что конкуренция недобросовестная и шансов у мелкого бизнеса нет. Однако!

Еще наш Зоркий глаз отмечает, что "корпорации не создают уникальный продукт и не работают на идентичность города." Какие такие уникальные продукты, нахрена они нам - неясно. И опять эта "идентичность города" - ни к селу, ни к городу. Как увидел иногороднего - сердце в пятки, и сразу бегом на другую сторону улицы. И молиться, молиться - "слава тебе Боже, что я не москаль".

И что самое поганое - корпорации "зарегистрированы и платят налоги в другом месте". Да вы что, охренели что ли? Обновленная, путинская, вставшая с колен Россия предстает перед читателями прямо как квартира после ее ремонта Равшаном и Джамшутом из "Нашей Раши".

А торговые центры - они и "транспортные проблемы создают", оказывается, путем "провоцирования езды на машинах" (!). И землю вокруг себя неравномерно используют. И с архитектурой у них все плохо, они снижают привлекательность туризма и "городских общественных пространств". Они убили Кенни! Сволочи. Родители из-за супермаркетов мало общаются с детьми. Как повысится общение, если работник супермаркета пойдет работать на склад интернет-магазина остается неясным. Общался я как-то с кладовщиком из Технопойнта про его трудовые будни - фуру разгрузить и семьсот позиций оприходовать. Грит, ходил к начальству, задавал вопросы - вы понимаете, что если все делать как положено, я и в два ночи отсюда не уйду? Понимаем, говорят. Но нам насрать, когда ты работать заканчиваешь, это не наша проблема.

В этом месте у автора закончились аргументы, и он начал просто "бухтеть". Да просто необязательно ехать в супермаркет, грит, можно по интернету заказать с доставкой на дом. Можно, а можно и съездить - это разговор ни о чем. "Сейчас люди скорее ищут не товары, а эмоции." Даже если так, в торговых центрах эмоций будет больше. "Урбанизация идёт попутно с необходимостью социализироваться — простые коробки с магазином и фудкортом внутри уже не привлекают людей." В огороде бузина, в Киеве дядька. Уже не привлекательный дядька. "Одновременно с этим всё больше внимания уделяют локальному бизнесу, экологии и вопросам идентичности — торговые центры плохо дружат со всем этим." Кто сегодня уделяет больше внимания локальному бизнесу? Имя, сестра, имя? И опять идентичность - зачем идентичность? Да ешкин кот. И еще экология. Грета Тунберг не одобряет. Как с этим жить?

"В мире отмечают уход от личных автомобилей в сторону общественного транспорта, велосипедов и других видов мобильности." На велосипеде люди ездят ровно до того момента, когда садятся за руль машины. После чего понимают, как легко сбить велосипедиста, и ездить на велосипеде перестают. А общественный транспорт благодаря "на-на" технологиям прекрасно меняет маршруты и ездит в торговые центры без проблем. Если у них этого "на-на" хватило, чтобы всем занести.

"Даже в России падает число получений новый водительских удостоверений — личный автомобиль становится скорее обузой. В такой ситуации растёт привлекательность торговли в шаговой доступности." Только она почему-то вся закрывается - в то самое время, как ее привлекательность только растет. На авито достаточно выйти - там стройные шеренги желающих продать "магазин у дома". В нашем спальном районе даже на самых проходных местах постоянно не могут сдать в аренду эти магазины шаговой доступности. Месяца три там что-то теплится, потом исчезает, и еще месяца три ищут нового дурака. Есть даже павильоны-девственники. По причине запредельной коммерческой привлекательности, не иначе.

"Одновременно в России снижается покупательская способность, растёт конкуренция между торговыми центрами." Да-да, снести пора тех, кто мало заносит. Как ларьки, за одну ночь. Нельзя допустить, чтобы конкуренция росла. "В Москве уже отмечают моральное устаревание многих торговых центров. В регионах же полупустые торговые центры часто являются нормой." И вот как после этого там хлеб покупать? Когда они морально устарели?

"Многие чиновники в своей политике исходят из сиюминутных целей, забывая про возможные опасности. Например, с точки зрения города сегодня, получить крупный торговый центр довольно выгодно: большие инвестиции одним лотом, хороший отчёт о росте торговых площадей и простой сбор налогов — всё в одном месте." Вот оно что, Михалыч. Выгодно, оказывается, одним лотом. Нас правда в начале статьи уверяли - ни разу не выгодно, и налоги, сцуко, корпорации в другом месте платят. Наверное, автор решил, что за несколько абзацев читатель забыл с чего все начиналось, и уже можно противоречить даже самому себе.

"Но нужно уметь мыслить стратегически: как это место будет жить следующие 20-40-60 лет с учётом кризисов и изменения ценностей людей." Вот кому он это сейчас сказал про мыслить стратегически вперед на 60 лет? Чиновнику? Вы серьезно? "Большой размер становится минусом — отсутствует гибкость." Или жесткости не хватает, без разницы, все равно никто не понял.
Давай замажем, что размер не важен?
Давай докажем, Витя? Вадик, давай докажем!
Пусть знает каждый, на планете нашей:
Размер не важен! Размер не важен! (с)

"В этот же момент можно посмотреть на небольшие торговые помещения на исторических улицах — небольшой размер и разные собственники позволяют заходить разному бизнесу и быстрее подстраиваться под запросы людей." Теряюсь в догадках, к кому все время обращается автор - к покупателю, к продавцу, к чиновнику? Кому надо посмотреть на эти помещения? Есть у нас такая улица, "Большая Морская" называется. Маленькая такая, и размеры там небольшие, а вот цены космические, и обсуждению не подлежащие. И парковаться там негде. И в центр покупатели ехать не хотят, пробки жесточайшие. Вообще не вариант - ни для покупателя, ни для продавца.

"Есть города, где вообще нет привычных для нас торговых центров. Например, Амстердам — там хорошо развит уличный бизнес, у них вообще не стоит вопрос «Что нам делать с торговыми центрами?» Отсутствие торговых центров не мешает городу жить и развиваться, являясь культурным и финансовым центром всего мира." В каментах пишут - автор тут тупо соврал. Не проверял.

"В Берлине же на городском уровне есть требование к максимальной длине фасадов новых домов — это большое препятствие для торговых центров, которые обычно занимают весь квартал." БерлинНаш.

"Новую застройку нужно ориентировать на новые реалии: человеческий размер, смешанные функции, качественные общественные пространства и торговля в шаговой доступности на первых этажах. Это требует новых подходов, но вполне реально." Бесспорно. С точки зрения банальной эрудиции, далеко не каждый индивидуум способен игнорировать тенденции парадоксальных абстракций.

"Иными словами, границу между городом и торговым центром делают всё менее заметной." Все, устал комментировать и начну подводить итоги.

Весь ход истории показывает, что тот, кто сделал то же самое дешевле, сэкономил ресурсы, человеко-часы и так далее - тот победил. И эффективность социализма, если в двух словах, определяется тем что он дешевле, что он создает товары и услуги по себестоимости, а у капитализма "себестоимость + прибыль". То, что все неэффективное подлежит демонтажу, капиталисты очень даже признают - когда речь идет о фрагментах, а не о капитализме вцелом. И если они, конечно же, не являются владельцами "неэффективных фрагментов".

В противном же случае они будут упираться до последнего. Торговые центры, несмотря на неэффективность, имеют достаточно ресурсов, чтобы дать онлайн-торговцам жесточайший конкурентный бой, чего последние не хотят. И чтобы избежать серьезных потерь, пытаются действовать через чиновников, ябедничают - мол, сплошные проблемы от торговых центров, давайте их как-нибудь закроем. Но пытаясь надавить на нужные струны чиновничьей души, "онлайны" вынуждены срывать покровы с декораций, драпирующих до поры до времени идущее полным ходом переформатирование общества. И те, кто "форматирует", оказывается в курсе всех проблем, которые упорно замалчиваются и игнорируются в последние 30 лет. Они в курсе, но решают не то что в конституции прописано, а совсем другие задачи.

Чтобы не было бунтов, планируется максимально людей разобщить ("городская идентификация", твой выход!), и привязать к локальному месту жительства - чтобы снизить объемы внутренней миграции, от чего пол-России уже опустело, а во второй половине нет работы. В общем, страну спасет жесткая имущественная сегрегация - как по регионам, так и внутри городов. Вспоминается отмена рабства, когда рабов превратили в крепостных крестьян. Видимо, и сейчас, чтобы снять с государства-бизнеса ответственность за безработицу, возникла идея переоформить работников в ИП. Преступников же сделали на бумаге полезными членами общества? Сделали. Так и безработным скажут - да полно работы, вон у нас пол-улицы в аренду сдается. Это решит еще одну задачу - обеспечения людей жильем, пусть там и живет, где работает, перегородка, кровать - и готово. И еще одну задачу - машину не надо ему, то есть можно смело понижать жизненный уровень. Пусть пешком ходит, а то еще "свалить из Рашки" попытается, как поросенок Петр. Хвать - а у него и трактора уже нету. И еще одну задачу - пополнения бюджета. Закобласить новым городским крепостным фиксированный налог - и чем они там занимаются, уже никого не волнует. А то, понимаешь ли, сидят на бирже труда и пособие просят. Так не пойдет! Не мы вам, а вы нам должны. Заработал, не заработал - обязан заплатить. Плюс аренда, разумеется - чтобы и государство обогащали, и арендодателей - ну, как на Украине в 17 веке.

Отсюда растут ноги у новых урбанистических фантазий, когда "стирается грань между городом и торговым центром", а вместо крупных торговых центров появится целая россыпь мелких магазинчиков, маскирующихся кто под спортивный зал, кто под детскую площадку, кто под куст. Крупному бизнесу, наконец-то, вообще не надо будет ничем заниматься. Олигарх Рабинович, под аплодисменты городских властей, купит "одним лотом", пять кварталов и сдаст их в аренду, с правом расторгнуть договор не более одного дня за пять лет. Олигарх Абрамович переоборудует неэффективный торговый центр под стильный оптово-розничный онлайн-магазин-склад, который будет усиленно стричь все что движется в этих пяти кварталах с помощью ультрасовременных ценовых стратегий. Основная задача капиталистов эпохи "новой нефти" - "когда же людей-то поделим?" - будет, таким образом, успешно решена.
Tags: жизнь не по лжи
Subscribe

  • Рыцари толерантности

    Посмотрел недавно фильм "Рыцари справедливости". Скачал его еще давно и долго не решался смотреть, видя отзывы в духе "снято больными людьми для…

  • Ликбез для Ивана - 2

    Краткое содержание предыдущего ликбеза: капитализм в России не может привести к процветанию, потому что для этого нет объективных причин. Но в…

  • Непосредственно кака

    Я узнал об одноименном фильме из контекстной рекламы в интернете, "контекстность" которой давно вызывает вопросы. Смотришь, в примеру ролики Семина…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments