Николай (nikolay_zaikov) wrote,
Николай
nikolay_zaikov

Category:

История атеизма

Часть 1. Древний мир.
Глава 4. Возникновение религии.


Мощный Зевс, обладающий с Иды, преславный, великий!
Кто между ими погибельных дел сих и распрей виновник,
Дай ты ему, пораженному, в дом погрузиться Аида,
Нам же опять утвердить и священные клятвы, и дружбу!
Гомер. Илиада.

Казалось бы — для выживания человеческого вида совсем не обязательно, чтобы общество жило по справедливости. Сильнейший выживает, слабейший погибает — вот и весь эволюционный механизм в действии. Однако необъяснимое стремление человечества к справедливости пронизывает все полотно его истории. Раскапываем жилища первобытных людей - находим среди всего прочего предметы культа. Все цивилизации несут в себе отпечаток объективно существующих нравственных идеалов, которые люди пытались как можно более точно формализовать в виде набора следствий - моральных норм и построить по ним свою жизнь. Эти нравственные идеалы толкали цивилизацию вперед в своем развитии, и наоборот — моральное разложение, уход от идеалов справедливости и добра, приводило к тому что все больше людей вставало на путь паразитической или просто праздной жизни, и общество, не в силах их кормить, рано или поздно погибало, как изъеденное паразитами животное. Иногда такое общество спасали реформы — когда во власти оказывались люди достаточно сильные, дальновидные и волевые, чтобы обратить паразитов в симбиотов, при этом особо упирающихся срезать «по-живому». Тогда удачные реформы вдыхали в умирающее общество новую жизнь. 
Древняя Греция пережила расцвет и упадок сначала минойской, потом микенской цивилизации. Причины упадка приводятся разные, но их объединяет одно — они ничего не объясняют. Вдруг обострились классовые отношения, ранее обеспечивавшие обществу стабильность. Общество почему-то расслоилось — и обитатели дворцов не смогли найти поддержку у жителей бедных хижин. Вдруг появились экономические проблемы — прожорливую аристократию стало нечем кормить, хотя ранее таких проблем не было. Вдруг появились проблемы с обороноспособностью страны — хотя ей угрожали все те же первобытные варвары, которые раньше ее панически боялись и платили дань.
Понятно, что могли быть и были серьезные обстоятельства — извержение вулкана, наводнения, засухи, морозы, незнание новых военных технологий, применяемых противниками, истощение земель и пр. Но списывать всю вину за упадок цивилизации на обстоятельства — неправомерно. Остается непонятным, почему жизнеспособная цивилизация, выросшая из первобытной дикости, не нашла в себе сил для регенерации, а вместо этого устроила «итальянскую забастовку» и отошла в небытие. И других причин для этого, кроме моральной деградации, я не вижу. Даже сознательные люди отказывались спасать несправедливую и прогнившую систему, воспринимая ее крушение как нечто закономерное.
Если бы мы научились слушать, что говорят древние источники, вместо того чтобы вталкивать их в прокрустово ложе модных теорий, то услышали бы именно такое объяснение. Об этом говорит рассказ о крушении Древнего царства Египта, известный как папирус «Речение Ипувера» [1].
С подачи «пятичленщика» Струве широкое распространение получила трактовка «Речения Ипувера» как социальной катастрофы. Были и несогласные с ним ученые — но я не египтолог и не ставлю задачу вникать в тонкости вроде тех, как Струве «творчески переосмыслил» тот или иной иероглиф. Достаточно того, что и в версии Струве нам открывается картина намного шире классовой борьбы. Как вписать в классовую борьбу то, что например «Воистину, бесплодны женщины ныне, не беременеют больше они»? Если бедняки стали богачами — почему их женщины не беременеют? Это панорама мира, сошедшего с ума, панорама всеобщей нравственной распущенности, которая затрагивает буквально все:
«Воистину, человек говорит: "Если б я знал, где бог, я принес бы жертвы ему. Воистину, повсюду в стране твердят о правде, но все, что совершают во имя ее,- грех и ложь».
Если рассматривать произошедшее как кратковременное торжество атеизма в Древнем Египте, то придется констатировать, что оно привело общество к глобальному кризису.
О моральной деградации допотопной цивилизации говорит Библия (Быт. Гл.6):
5 И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
В «Эпосе о Гигальмеше» [2] в несправедливости были виноваты некоторые боги, что вынудило главного героя превратиться в бунтаря. Царь города-государства Урука Гигальмеш отказался взять в жены Иштар (ставшую в христианстве прообразом Вавилонской блудницы) по причине ее аморального поведения (ритуальная проституция). Учитывая то, что в культе Иштар богиню изображала верховная жрица, миф мог иметь вполне реальную историческую основу. Ответом на это со стороны богов стал потоп. Многим исследователям удобно видеть в Гигальмеше богоборца, но с этим согласиться нельзя, его бунт был не вообще против богов, а против несправедливых поступков Эллиля и Иштар. После потопа Гигальмеш принес им жертву, и боги наказали виновника потопа Эллиля, отстранив его от принятия жертвы.  
Однако история противостояния Гигальмеша и Иштар заставляет задуматься и о другом - жизнь религий подчиняется тем же нравственным законам, что и жизнь цивилизаций. Религии, которые в своем развитии уходят от объективных нравственных идеалов, как это произошло с культом Иштар, отторгаются обществом и умирают. И наоборот - те, которые интерпретируют нравственный закон наиболее полно и правдиво, в конечном итоге одерживают победу.
Но вернемся к Древней Греции. Микенская культура возникла на развалинах минойской, и несколько веков ее могущество, твердо стоящее на военном насилии и рабском труде, казалось незыблемым. Но это было лишь иллюзией - микенская культура оказалась колоссом на глиняных ногах и рухнула вместе со всеми достижениями цивилизации. Резко сократилось население, исчезли профессиональные армии, неприступные крепости с огромными, циклопическими стенами, правители, чиновники с их точной  бухгалтерией, письменность, искусства, ремесленники.
По словам историка В.И. Кузищина, "на всей территории Греции снова на долгое время утвердился первобытно-общинный строй" [3].
Об этом периоде мы знаем немного, поскольку он совершенно не вписывался в парадигму "пятичленки". Но уже само название его заставляет задуматься: "греческие темные века". История повторяется? 
Религия являлась связующим материалом для развития общества на всех его социальных уровнях. Первичной единицей общества была патриархальная семья, состоявшая из хозяина, его законной жены, детей и рабов. 
"Хозяином дома был отец семьи, ее естественный владыка, опекун и представитель пред богами и людьми; он заведовал культом домашних богов, хранил свойственные семье ритуальные обряды и учил им сына; он же представлял пред судом свою жену, несовершеннолетних детей и рабов." [4]. Законность положения главы семьи была основана таким образом не на насилии (как полагают некоторые), а на религиозной морали. 
Патриархальные семьи объединялись в роды (patra). Отец первоначальной семьи давал роду свое имя. "Они имели общий родовой культ, состоявший, главным образом, в почитании предков, имели свои особые святилища, жрецов, кладбища и пр. Они обязаны были мстить убийце одного из членов рода, погребали умерших сочленов и в случае отсутствия прямых наследников у умершего наследовали его имущество. Первоначально родичи, без сомнения, по большей части и жили друг подле друга, занимая сплошной округ." [4]. Таким образом, религия и тут была объединяющим фактором.
Роды объединялись во фратрии. "Связи, соединявшие членов фратрии (фраторов), были, главным образом, религиозные; так, в Афинах фратрии имели общий культ Зевса Фратрия и Афины Фратрии, кроме того, их религиозное единство ясно обнаруживалось в праздник Апатурий ('Apatouria = omopatoria), по словам Геродота, общий всему ионическому племени. В фратриях также велись списки, в которые отцы с согласия фраторов записывали своих законных детей; принятием во фратрию удостоверялась законность происхождения ребенка и, стало быть, его гражданские права, так что фраторы были блюстителями чистоты происхождения граждан. Затем фраторы, вслед за родичами, обязаны были мстить за убитых сочленов и имели право наследства в тех случаях, когда умерший был последним представителем своего рода." [4]
Фратрии объединялись в филы, которые также связывала общность культа. Филы объединялись в племена, которые как правило объединяли уже множество деревенских общин. С общностью культа также связан древнегреческий "синойкизм" - когда несколько общин вместе заселяли одну территорию, которая впоследствии становилась городом (полисом).
"Общины, лежавшие по соседству и населенные в большинстве случаев соплеменниками, конечно, не могли оставаться совершенно обособленными друг от друга. И потребности повседневной жизни и общность религии и празднеств сближали их, а опасность от внешних нападений и общие интересы заставляли соединяться в более или менее прочные федерации или, по выражению Страбона, системы демов". [4]
Этот очень важный момент развития государства и законодательства, которые современные исследователи часто обходят стороной, говорят о исключительно военных и экономических стимулах. Из этих объяснений выпадает не только, каким образом роды смогли найти общий язык и взаимодействовать как единое целое, но и первопричины объединительного процесса. Допустим, род, встретившись с превосходящими силами противника, решил образовать военный союз с другими близкими ему родичами, но это не объясняет, откуда взялся превосходящий числом, уже объединенный в военный союз противник. Точно так же, если роды объединились исходя из соображений экономической конкурентоспособности, непонятно откуда взялись сильные конкуренты, вынудившие их принять такое решение. 
Первопричиной на мой взгляд было стремление человека к нравственной справедливости, которое двигало вперед развитие религиозной мысли, что совершенствовало и укрепляло состав "общественного клея". Жрецы объединяли свои культы в религию, роды сообща строили храмовые комплексы, и селились вокруг них. По словам Фукидида, в Афинах собственно полисом назывались старейшие постройки храмовых комплексов. Там, где уже ослабевали родственные узы, где они были недостаточны для бесконфликтной кооперации, общность религиозных воззрений создавала то культурное и моральное единство, на котором стало возможно возникновение государства и любые "общественные договора" по этому поводу. Жизнь древнегреческого (и это в целом общемировая тенденция) общества складывалась вокруг храма, а его оборона становилась общим делом и священной войной. Именем богов совершались клятвы, на территории храмов, считавшейся священной, заключались военные союзы и перемирия. Храмовые хозяйства внесли огромный вклад в развитие экономики: они занимались торговлей, имели богатые зернохранилища (как форс-мажорный фонд общины), ремесленные мастерские, хранили деньги и занималось регулированием их обращения. Законодательная сфера совершенно совпадала с религиозной - наказывались преступления религиозных законов. Убийство стало государственным преступлением в Афинах только в конце 7 в до н.э. Легитимность власти главного государственного лица того времени - монарха - стояла на его божественной родословной (власть данная богами), и на выполнении им жреческих функций. 
Таким образом, государство и закон в своем историческом развитии были вторичны по отношении к религии и невозможны без нее. Поэтому древнейшая история не знает атеистических обществ. Их не было и быть не могло.

1. "Речение Ипувера" http://ru-egypt.com/sources/rechenie_ipuvera
2. "Эпос о Гигальмеше" http://any-book.org/download/14808.html
3. В.И. Кузищин. http://yanko.lib.ru/books/hist/hist_old_greec-kuz-a.htm
4. В.В. Латышев. Очерк греческих древностей. http://www.sno.pro1.ru/lib/lat/index.htm
Tags: история атеизма
Subscribe

  • Патриарх несет пургу

    burckina_faso пишет о том, что патриарх Кирилл в недавней проповеди перепутал Рождество и Покров Пресвятой Богородицы. Давно не слушаю…

  • О современных выборах

    Я уже давно не хожу на выборы. И многие мои друзья, как в реале, так и в ЖЖ , тоже уже давно на выборы не ходят. То есть мы удивляясь очередной…

  • Культурное самообслуживание - 12. "Выборы"

    Оригинал: Новый текст: Ломают дверь коллектора, За долг квартиру забирать, Я безработный и банкрот - Но голосую за ЕдРо! Э-ге-гей, нужда и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

  • Патриарх несет пургу

    burckina_faso пишет о том, что патриарх Кирилл в недавней проповеди перепутал Рождество и Покров Пресвятой Богородицы. Давно не слушаю…

  • О современных выборах

    Я уже давно не хожу на выборы. И многие мои друзья, как в реале, так и в ЖЖ , тоже уже давно на выборы не ходят. То есть мы удивляясь очередной…

  • Культурное самообслуживание - 12. "Выборы"

    Оригинал: Новый текст: Ломают дверь коллектора, За долг квартиру забирать, Я безработный и банкрот - Но голосую за ЕдРо! Э-ге-гей, нужда и…